Концептуальные основы программы

Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет-возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в кото­рых каждый учебный предмет будет выполнять общеразвиваю-щую и культурологическую функции.

В подобной системе особо заметное место может занять пред­мет, традиционно именуемый в отечественной школе «трудовое обучение». В существующем виде статус этой учебной дисципли­ны нельзя считать вполне соответствующим требованиям време­ни. Традиционные для нее задачи, такие, как политехническое образование, профориентация и т. п., утратили былую актуаль­ность. Современная школа призвана готовить уже не столько рабочих для производства, сколько творческих, широко образо­ванных людей. К тому же ранняя профориентация (на рабочие профессии) сегодня вступает в противоречие не только с социаль­ным заказом, но и с научными психолого-педагогическими дан­ными: невозможно начинать специальную работу в этом направ­лении в младшем школьном возрасте.

Таким образом, со всей очевидностью встает^аа.да^.а.1.аыле.сти трудовое обучение как учебный предмет из рамок ремесленно-технологической подготовки и профориентации и приобщить его

1 Обозначенные в данной программе содержание и методика организации уроков художественно-конструкторской деятельности учащихся обеспечиваются учебно-методическими комплектами Н. М. Конышевой: Умелые руки: Учеб. тетрадь для I класса.— М.: XXI век, 1999; Художественно-конструкторская деятельность: Учеб.-альбом для I класса. В 2 ч. Ч. 1. Умелые руки. — М.: Вентана-Граф, 1999; Чудесная мастерская: Учеб. для II класса.— М.: XXI век, 1999; Наш рукотворный мир: Учеб. для III класса.— М.: XXI век, 1999; Секреты Мастеров: Учеб. для IV класса.— М.: XXI век, 1999; Методика трудового обучения младших школьников: Пособие для студентов педвузов и учителей.— М.: Академия, 1999.

к системе общего образования. Научные данные психологии и дидактики подтверждают не только возможность, но и необходи­мость этого. Ручной труд издавна используется во многих про­грессивных системах образования в качестве эффективного «гимнастического снаряда» для развития интеллекта и психики учеников. Основанием для этого является уникальная психолого-педагогическая платформа уроков ручного труда — предметно-практическая деятельность. Хорошо известно, что она позволяет человеку «переводить» сложные абстрактные действия из внут­реннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их бо­лее понятными. На базе предметно-практической деятельности более эффективно развивается познавательная сфера ребенка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, про­странственная ориентация, память, мышление, речь и т. д.

Разумеется, подобное значение не может быть придано лю­бой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не развитие личности. В свете со­временных требований к образованию ручные умения и владе­ние технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возра­сте. Ручной труд является прежде всего средством развития сфе-. ры чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель данного

курса.

В зависимости от профиля и уровня образовательного учреж­дения данный учебный предмет может быть значительно диффе­ренцирован. Например, в школах более низкой образовательной ориентации он может иметь вид технологической подготовки уча­щихся. В этом случае основным содержанием курса будет фор­мирование практических умений ручной работы с параллельным развитием руки, глазомера, некоторых расчетно-измерительных умений и пр. В остальных школах на базе предметно-практиче­ской деятельности с ее уникальными образовательными и воспи­тательными возможностями может быть создан особый интегри­рованный курс: В современных условиях его наиболее целесооб­разно строить как курс дизайнерского образования учащихся. Такое образование позволит формировать у них надежную со­циально-психологическую ориентацию в современной предмет­ной среде (включая не только бытовую, но и производственную среду с оборудованием любого профиля) — это и будет обеспечи­вать профессиональную подготовку, но не в узком, а в широком, современном ее понимании.

Переориентация предмета «трудовое обучение» на дизайнер­ское образование наконец-то позволит нам наметить и реализо­вать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего образовательно­го звена, профиль дизайнобразования может постепенно локали-

зоваться в зависимости от ориентации образовательного учреж­дения: в отдельных школах могут функционировать программы, на­пример, по дизайну одежды, или прически, или бытовых приборов, дизайну интерьера, строительному дизайну, фитодизайну и т. д. Что касается начальной школы, то она должна создать еди­ную базу для последующей профильной, специальной работы. При этом к базовому дизайнерскому образованию предъявляют­ся особые требования: на начальной ступени этой работы оно не может быть сведено к формированию какого бы то ни было кру­га знаний из области технической эстетики и сопутствующих им умений, т. е. под базой мы не имеем в виду лишь начальный уровень практических навыков по обргЛотке, материалов или специальных знаний. Речь должна идти о .формировании у школьников дизайнерского мышления— особой установки со­знания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей.его предметной среды в целом и любого из ее компонентов.,

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включа­ет в себя следующие параметры:

— конструктивность;

— целесообразность;

— вариативность, гибкость;

— чувство стиля и стилевой гармонии.

Помимо них, большое значение имеет общая мировоззренче­ская канва, т. е. понимание взаимосвязи природа — человек — предметная среда. Формирование обобщенного дизайнерского мышления в цельном виде и на соответствующем уровне может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предмет­но-практической деятельности. При таком подходе она, помимо всего прочего, становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку дает правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.

Наши рекомендации