Основными категориями, отражающими рыночные отношения, являются спрос, предложение и цена
Спрос – платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная деньгами.
Предложение – произведенные товары, доставленные к покупателю на рынок.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Она зависит не только от величины стоимости, но и от спроса на товар и его предложение на рынке. На рынке различают цену спроса (это максимальная цена, которую покупатель готов уплатить за данный товар), цену предложения (это минимальная цена, за которую продавец согласен продать свой товар) и равновесную (рыночную) цену (это цена, которая устраивает как покупателя, так и продавца, должна находится в пределах между ценой предложения и ценой спроса).
Рынок – самонастраивающаяся система, он работает на потребителя, согласовывает спрос и предложение, обеспечивает удовлетворение потребностей. Отставание предложения товара от спроса ведет к росту цен, что увеличивает прибыли производителей, т.к. их затраты на пр-во не меняются. Большие прибыли производителей привлекают в отрасль дополнительные капиталы, пр-во и предложение растут, цены начинают снижаться до прежнего уровня, и на рынке восстанавливается равновесие. Основным элементом рыночного механизма является цена – именно в ней собирается вся рыночная информация, определяющая величину спроса. Поэтому вмешательство в механизм рынка через установление цен ведет к слому рыночного механизма и умиранию рынка.
Роль рынка в жизни страны: 1. Способствует рациональному распределению ресурсов через механизм конкуренции. 2. Рынок влияет на объём и структуру пр-ва, через динамику цен приспосабливает пр-во к платёжеспособному спросу. 3. Оздоравливает эк-ку, избавляет от убыточных предприятий. 4. Заставляет потребителей выбирать наиболее рациональную структуру потребления, соответствующую доходам и ценам. 5. Рынок посредством цен информирует о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве пр-ва.
Признаки свободного рынка (конкурентного):
1. большое кол-во продавцов и покупателей (свободный вход и выход на рынок; покупатель может купить необходимые товары, опираясь на свой доход).
2. абсолютная мобильность всех ресурсов (необходимо движение ресурсов от менее к более эффективному пр-ву).
3. свободный доступ всех эк-ких субъектов к информации (позволяет участнику рыночных отношений сделать правильный выбор м/д несколькими вариантами рыночных отношений: куда выгоднее вложить деньги, купить или продать акции).
4. абсолютная однородность товаров (применение специальных знаков отличия товаров какой либо фирмы от др. товаров и фирм является неприемлемым).
5. отсутствие возможностей у продавца или покупателя влиять на цену.
Функции рынка: 1.связующая (связывает продавцов и покупателей). 2. информационная (ч/з биржи, инфраструктуры можно получить много информации). 3. регулирующая (регулирует пропорции пр-ва). 4. стимулирующая (цены отражают желания покупателя => производитель снижает цены). 5. санирующая (очищение) (рынок может сам освободиться от неэффективных производителей).
Условия возникновения рынка: 1) общественное разделение труда. 2) специализация. В пром-ти различают 3 основные формы специализации: – предметную (автомобильные, тракторные заводы); – подетальную (завод шарикоподшипников); – технологическую (прядильная фабрика); 3) ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. 4) эк-кая обособленность товаропроизводителей. Означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Правовым режимом состояния эк-кой обособленности является режим частной собственности.