Альтернативные подходы к совершенствованию деятельности

• автоматизация бизнес-процессов – применение машин, машинной техники и технологии с целью облегчения человеческого труда, вытеснения его ручных форм, повышения его производительности

• программный реинжиниринг (software reengineering)- реинжиниринг, который перестраивает существующие информационные системы, переводя их на более современные технологии

• уменьшение размерности (downsizing), когда производится переход к производству меньшего количества продукции при меньших затратах

• реорганизация (reorganizing)– преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия. Данная концепция имеет дело только с организационными структурами, а не с процессами

• реструктуризация предприятий – комплекс мероприятий по организационной, управленческой, имущественной, финансовой и технической адаптации предприятия к условиям экономики, а также по изменению номенклатуры выпускаемой продукции в целях повышения эффективности производства. При реструктуризации новая модель бизнеса может одновременно отвечать признакам функциональной и командно-процессной ориентации. При реинжиниринге только процессной ориентации

• улучшение качества (quality improvement) и всеобщее управление качеством (total quality management). Управление качеством за основу принимает существующие процессы, которые требуется улучшить (делать то, что делали, но только лучше)

• интенсификация - повышение интенсивности производства путем более полного использования каждой единицы ресурсного потенциала; достигается за счет роста производительности труда, лучшего использования материалов, повышения отдачи основных средств

• процессная инновация – разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов

• диверсификация производства – расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства

• инжиниринг бизнеса – набор приемов и методов, которые компания использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями )

29. Определение проекта. Стандарты по управлению проектами. Особенности проекта как объекта управления.

Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов (PMBOK).

Проект – особым образом организованный комплекс действий, направленный на достижение определенной цели, выполнение которого ограничено во времени, а также связано с потреблением конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Стандарты:

Самым распространенным международным стандартом по управлению проектами является A Guide to the Project Managament Body of Knowledge (PMBOK Guide). Он был разработан Project Management Institute (PMI) как национальный стандарт США и стал в последствии международным стандартом де-факто.

Вторым по популярности стандартом является международный квалификационный стандарт Международной ассоциации управления проектами (IPMA) — International Competence Baseline (ICB). Документ описывает требования к компетентности владения знаниями в области управления проектами. Национальные стандарты по управлению проектами:

PRINCE2 — британский стандарт, созданный в 1989 году для управления государственными проектами в области информационных технологий.

Project & Program Management (P2M)— японский стандарт.

НТК СОВНЕТ – национальные требования к компетенции (Россия). Документ является базой для проведения квалификационной сертификации менеджеров.

Системы управления проектами начального уровня:

§ Microsoft Project

§ Time Line

§ SureTrak Project Manager

Профессиональные системы управления проектами:

§ Primavera Project Planner

§ Open Plan

§ Spider Project

Под управлением проектом подразумевается деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, ресурсам, а также качеству конечных результатов проекта.

Особенности проекта как объекта управления:

§ комплексность

§ направленность на достижение целей

§ ограниченность по времени и ресурсам

§ уникальность

Возможные результаты проекта:

§ продукт (элемент другого изделия или конечное изделие)

§ способность предоставлять услуги

§ информация

30. Определение проекта. Жизненный цикл проекта. Проектный треугольник.

Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов (PMBOK).

Проект – особым образом организованный комплекс действий, направленный на достижение определенной цели, выполнение которого ограничено во времени, а также связано с потреблением конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Жизненный цикл проекта (фазы):

• начало

• организация и подготовка

• выполнение работ

• завершение

проектный треугольник

31. Определение проекта. Группы процессов управления проектами (их краткая характеристика).

Проект – временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг и результатов.

Проект – особым образом организованный комплекс действий, направленный на достижение определенной цели, выполнение которого ограничено во времени, а также связано с потреблением конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Особенности проекта как объекта управления: комплексность; направленность на достижение целей; ограниченность по времени и ресурсам; уникальность

Возможные результаты проекта: продукт, способность предоставлять услуги, информация.

Жизненный цикл проекта (фазы): начало, организация и подготовка, выполнение работ, завершение

Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту (PMBOK).

Под управлением проектом подразумевается деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, ресурсам, а также качеству конечных результатов проекта.

Процессы управления проектом:

1. Инициация проекта

1.1. Определение заинтересованных сторон

1.2. Разработка устава проекта

Устав проекта – это документ, который формально санкционирует проект или фазу и документирует первоначальные требования, удовлетворяющие потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон проекта.

Устав проекта включает: назначение или обоснование проекта; измеримые цели проекта и соответствующие критерии успеха; требования высокого уровня; описание проекта высокого уровня; риски высокого уровня; сводное расписание контрольных событий; сводный бюджет; требования к одобрению проекта; назначенный менеджер проекта, уровень ответственности и полномочий; имя и полномочия спонсора или другого лица (лиц), утверждающего Устав проекта.

2. Планирование проекта:

2.1. Управление содержанием проекта включает в себя процессы, обеспечивающие включение в проект тех и только тех работ, которые необходимы для успешного завершения проекта. Управление содержанием проекта непосредственно связано с определением и контролем того, что включено и что не включено в проект.

2.2. Составление календарного плана проекта

Работы связаны друг с другом зависимостями (связями, Dependences), определяющими порядок их выполнения относительно друг друга. Все работы по проекту объединяются в график работ (календарный план, Schedule). Работы, задержка выполнения которых может отразиться на сроках выполнения проекта, называются критическими работами (Critical Tasks).

2.3. Планирование ресурсов проекта

Для выполнения работ необходимы ресурсы (Resources): люди, оборудование и материалы. Ресурсы характеризуются рабочим временем (Working Time) и стоимостью (Cost). Выделение ресурса работе называется назначением (Assignment). У работы может быть неограниченное число назначений.

2.4. Управление рисками проекта включает в себя процессы, относящиеся к планированию управления рисками, их идентификации и анализу, реагированию на риски, мониторингу и управлению рисками проекта. Большинство из этих процессов подлежат обновлению в ходе проекта.

Риск проекта – это неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие по меньшей мере на одну из целей проекта, например сроки, стоимость, содержание или качество.

2.5. Управление стоимостью проект объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и управления расходами и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета.

3. Исполнение проекта

3.1. Формирование команды проекта

Команда – группа людей, действующих в тесном взаимодействии друг с другом во имя достижения результата, за который они несут взаимную ответственность.

Особенности проектных команд: сложность решаемых задач; временный характер задач

3.2. Отслеживание проекта

Способы отслеживания выполнения работ: по физическому проценту; по текущим трудозатратам; по текущей стоимости

4. Завершающие процессы.

32. Составление календарного плана проекта. Сетевые графики AoA.

Все работы по проекту объединяются в график работ.Работы, задержка выполнения которых может отразиться на сроках выполнения проекта, называются критическими работами.Критические работы образуют критический путь. Продолжительность критического пути определяет продолжительность проекта.

Длительность работы:Длительность, дн.= Объем работы, ед./ Производительность ресурсов, ед./дн; Длительность, дн.= Трудозатраты, чел.-дн./ Объем ресурсов, чел.

Проект удобно представлять в виде сетевого графика – ориентированного графа, представляющего собой совокупность вершин, соединенных между собой дугами.

§ с работами на дугах, «события – работы»

§ с работами на вершинах, «работы – связи»

Сетевые графики AoA состоят из двух типов элементов: работ (представляются дугами) и событий (представляются вершинами).

Виды работ:

§ действительные работы

§ ожидания

§ фиктивные работы

Событие – это момент завершения какого-либо процесса, отражающий отдельный этап выполнения проекта. У любой работы есть начальное и конечное события.

Путем называется любая последовательность работ, в которой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы.

а) Правила построения сетевых графиков AoA

1. На графике должно быть только одно исходное и одно завершающее событие.

2. На графике не должно быть замкнутых контуров и петель – работ, соединяющих события с ними же самими.

3. Любые два события должны быть непосредственно связаны не более чем одной работой.

б) Временные параметры событий

Ранний срок наступления события-показывает время наступления события в том случае, когда все предшествующие ему работы будут выполнены без задержек, а все предшествующие события свершатся в ранние сроки.

Поздний срок наступления события-показывает максимально возможное время наступление события, при котором общая продолжительность выполнения проекта еще не увеличивается.

Резерв времени события-показывает, на какой максимально допустимый период времени можно задержать наступление этого события, не вызывая при этом увеличения срока выполнения всего проекта в целом.

в) Временные параметры работ

§ ранний срок начала

§ ранний срок окончания

§ поздний срок начала

§ поздний срок окончания

§ полный резерв времени-Rп(i, j)

§ частный резерв времени первого вида R1(i, j)

§ частный резерв времени второго вида- R2(i, j)=Rс(i, j)

§ независимый резерв времени Rн(i, j)

г) Коэффициенты напряженности работ

где t’кр – продолжительность отрезка максимального пути, проходящего через работу (i, j), совпадающего с критическим путем.

Для критических работ коэффициент напряженности равен единице.

Выделяют три зоны классификации работ по напряженности:

§ критическую (>0,8)

§ подкритическую ([0,6; 0,8])

§ резервную (<0,6)

33. Управление рисками проекта.

Управление рисками проекта вкл. в себя проц., относящиеся к планир. Упр-я рисками, их идентификации и анализу, реагированию на риски, мониторингу и управл. рисками проекта. Большинство из этих процессов подлежат обновлению в ходе проекта.

Цели упр-я рисками пр-та – повыш вероятн. возник. и возд благоприятн событ и сниж вероятн возникн и возд неблагопр для про-та событ.

Риск проекта – это неопр событ или усл, кот в случае возникн. имеет позитивное или негативное возд по меньшей мере на одну из целей проекта, например сроки, стоимость, содержание или качество.

Риск может быть вызван одной или несколькими причинами и в случае возникновения может оказывать влияние на один или несколько факторов.

Источники рисков: Расписание (зад с неопр длит, короткие зад., длин задачи, зад с большим числом ресурсов), ресурсы (неопытные сотрудники, сотрудники с больш объемом работы,сотр со свеохурочной работой, сотр с уник навыками. ), бюждет (могут потребоваться непредвиденные затраты )

Идентификация рисков предусм. Опр. рисков, способных повлиять на проект, и док оформл их характеристик.

Для каждого риска проекта необходимо определить: Вероятность возникновения(в % или баллах), Степень воздействия на проект(в % или баллах), Ожидаемое время возникновения, Частоту возникновения

Стратегии смягчения рисков : Accept– принять(Счесть допустимым и не закладывать резервов в бюджет), Avoid– избегать(не делать проект вообще), Contain – включать в резерв(Резерв ср-ва в бюджете в размере ожид потерь в случае возн риска) Mitigate – смягчать( Совершать предв действия до возн риска для сниж разм возм потерь; Планир действия по борьбе с последствв случае возн риска для сниж размера факт потерь)

Пример Болезнь членов команды( источники: Сезон и погода, Рабочее окружение (вентиляция, питание, эргономика), Общий уровень здоровья в коллективе, Зависимость людей друг от друга в работе

Пример Риск:Медленная обр связь от заказчика(Источник Процесс работы заказчика над нашими вопросами и подготовка ответов Процесс анализа требований нами и формулирования вопросов)

34. Управление стоимостью проекта.

Управление стоимостью проектаобъединяет проц, выполн в ходе планир, разр-ки бюджета и управл расх и обеспеч заверш проекта в рамках утвержд бюджета.

Оценка стоимостипредст собой проц разр-ки приблиз оценки ст-ти ресурсов, необхдля выполнения операций проекта.

Определение бюджета –процесс объедин оценочных стоим отдельн операц или пакетов работ для разр-ки санкционированного базового плана по стоим.

Задачи оптимизации:1. миним стоим проекта при заданной продолжит (частная задача оптимизации) 2. миним продолжит проекта при заданной стоим (частная задача оптимизации) 3. миним продолжит проекта при минимиз его стоим (комплексная задача оптимизации)

Наши рекомендации