Реагирование на листовочную диверсию. предупреждение и нейтрализация последствий

17.3.1. «Собака лает – караван идет» - лучше, чем пустая суета

Некорректные листовки и лже-газеты далеко не всегда наносят планируемый урон «заказанному» кандидату. Примитивная чернуха вообще может вызвать обратный эффект – избиратель встанет на защиту несправедливо обиженного кандидата. Грубо сработанное негативное отождествление – тоже.

Тем не менее, появление даже тупых фальшивок часто дестабилизирует работу штаба атакованного кандидата, вызывает у его сотрудников стремление во что бы то ни стало выявить и покарать провокаторов, ответить на провокацию провокацией. Это как гангрена, остановить развитие которой без хирургического вмешательства невозможно. Охотничий азарт захватывает всех, главным в работе штаба на какое-то время становятся облавы на распространителей провокационных листовок. Создаются мобильные ночные патрули из сотрудников штаба, нанимаются частные детективы.

Иногда это приносит результаты - распространителей ловят с поличным. Но чаще всего все усилия охотников уходят в песок. Поймать никого не удается. А паскудные листовки все равно появляются.

Как следует реагировать на листовочную диверсию конкурентов? Можно ли всё-таки наладить отлов листовочных диверсантов?

На второй вопрос отвечу вопросом: а надо ли избирательному штабу превращаться в сыскное бюро? Ведь у него масса других более важных задач. И отвлекаться на детективные сюжеты следует только в случае крайней необходимости, и только силами СМЕРШа. Включать в эту работу любые другие функциональные службы штаба чревато развалом кампании.

Отвлекать большие силы штаба на каждую пачкушку не стоит. Ведь не секрет, что многие листовочные диверсии затеваются с единственной целью – дестабилизировать обстановку в стане конкурента, отвлечь агитаторов и актив штаба на несвойственные им функции, заставить «заказанного» кандидата оправдываться. Не надо идти на поводу у противника. Прежде чем затевать облавы на листовочных диверсантов, просчитайте, во что это вам обойдется, стоит ли игра свеч? Иногда позиция «собака лает – караван идет» предпочтительнее пустой суеты.

Что касается первого вопроса – как реагировать? – то тут могу дать один важный совет: кандидат не должен плакаться перед избирателями, не должен лично обращаться к ним за помощью. Надо помнить, что в глазах избирателей кандидат – это не только их будущий представитель, но и защитник. Хорош защитничек, который самого себя защитить не может. Как же он будет защищать других?

Кандидат, занявший позу обиженного верблюда, - проигравший кандидат. Эту истину надо помнить всегда.

Исключение из этого правила допустимо только для кандидата, разыгрывающего образ пострадавшего за правду, преследуемого за то, что он боролся за права других. И то ему лучше не жаловаться, не просить поддержки, а нападать, используя «пачкушку» как доказательство: «я же вам говорил, что они (враги) ни перед чем не остановятся, что они готовы на все тяжкие!»

Кандидату, выступающему в любом другом образе (от самого сильного до самого честного) в случае агитационной диверсии непосредственно апеллировать к избирателям не стоит. Лучше чтобы за него это делали другие – «слоны», т.е. лидеры общественного мнения, партийные и общественные организации, «независимые» средства массовой информации, избирком, наконец. Но только не сам кандидат. И лучше, когда «слоны» выступят не с позиции «защитите хорошего человека!», а с позиции « моськи залаяли, потому что им стало страшно, потому что они почуяли силу и испугались».

Меры профилактики

Итак, твердо усвоим, что реагировать на листовочную диверсию стоит только в тех случаях, когда она реально способна отобрать у вас голоса избирателей.

Но лучше предупредить диверсию, чем потом лихорадочно пытаться реагировать на неё.

О способах предупреждения вброса компромата я только что рассказывал. Повторюсь: главное – чтобы избирательный технолог, ведущий кампанию, знал, откуда может подуть ветер, чтобы кандидат как на исповеди рассказал ему обо всех своих грехах, в том числе старых. Тогда опытный технолог сможет принять соответствующие превентивные меры, которые либо сделают бессмысленным вброс компромата, либо сведут к минимуму его возможные последствия.

Что касается использования чернухи или негативного отождествления, то тут довольно сложно заранее определить тему и характер возможной негативной атаки противника. Впрочем, если известно, кто ведёт ваших основных конкурентов, можно иногда предположить, как вас будут атаковать. Для профессионалов избирательного искусства характерен свой почерк. И почерк многих своих конкурентов опытный технолог хорошо знает.

В случаях, когда речь идет о чернухе и негативном отождествлении, чаще приходится иметь дело с нейтрализацией последствий листовочной атаки. Однако забывать о профилактике нельзя.

Поэтому я вновь в который раз подчеркиваю необходимость налаживания штабной службы СМЕРШ. Разведка и контрразведка – необходимый атрибут любой войны, в том числе и листовочной. Воевать без разведки всё равно, что слепому садиться за руль.

Поэтому я вновь отмечаю необходимость разворачивания в самом начале ИК «второй линии» контроля. «Кукушки» очень эффективны в раннем выявлении листовочной диверсии.

Поэтому я вновь утверждаю: работу с агитаторами, со всем штабным активом надо вести так, чтобы они ощущали себя членами единой команды, нацеленной на результат, а не подневольными поденщиками, гнущими спину на службе у хозяина. Чтобы все члены команды чувствовали ответственность за общее дело, чтобы все как один проявляли бдительность, были нацелены на раннее выявление происков противника.

Поэтому я вновь настаиваю на необходимости иметь собственную службу рейтингового мониторинга, которая позволит моментально определить последствия атаки противника и вовремя среагировать на неё.

Поэтому я вновь говорю о целесообразности вступать в предвыборный марафон пораньше, как минимум за год до выборов. Чтобы к выборам уже во всю работала ваша «фанерка», чтобы в критический момент она была готова встать за вас стеною: выступить с разоблачениями конкурентов, потребовать создания комиссии по расследованию и т.д., т.е. чтобы она могла брать на себя функции, которые не может взять избирательный штаб кандидата.

Все перечисленные меры создают базу, позволяющую своевременно обнаружить признаки готовящейся листовочной диверсии и в нужный момент либо предупредить её, либо задокументировать провокационные действия конкурента для предъявления доказательств в суде.

Главное – профилактика. Этот девиз правоохранительных органов как нельзя лучше подходит к той сфере избирательного процесса, который связан с листовочными войнами и диверсиями.

17.3.3. Приём Али-Бабы как способ нейтрализации диверсии

В арсенале опытных технологов всегда есть несколько апробированных практикой эффективных технологий нейтрализации листовочных диверсий.

Расскажу об одной из них - о приёме Али-бабы. Помните восточную сказку?

Расторопный агент одноглазого атамана разбойников выследил Али-бабу и нарисовал мелом крест на его воротах, чтобы утром учинить разборку. А бдительная служанка Али-бабы, увидев крест, все поняла и предприняла гениальный ход - нарисовала такие же кресты на всех других воротах селения. Разбойники остались в дураках.

Это классика пиара – прием доведения обвинения до абсурда.

В листовках, выпущенных против вас, избиратель прочитал, что вы вор и мошенник. Не факт, что он до конца в это поверит, как бы убедителен не был ваш противник. Червячок сомнения останется. А поверит – тоже не страшно. Отправьте вслед за чужой чернухой избирателю еще пару анонимных листовок, изготовленных в том же стиле и духе, обвинив себя в самогоноварении, бандитизме, гомосексуализме, каннибализме и, наконец, в отравлении собственной тещи и её любимой кошки. Увидите, что все эти обвинения вместе с первоначальными нападками противника избиратель воспримет как одну чернуху. И если пойдет на выборы, то скорее всего проголосует за вас как за человека, которого несправедливо травят.

Другая разновидность приёма Али-бабы. Как только на вас поступила чернуха, немедленно шлите по всем адресам аналогичный материал, оформленный в том же стиле, но только теперь - на всех своих основных конкурентов. Если в штаб поступила предупреждающая информация о готовящейся в отношении вас чернухе, лучше не дожидаться пока она пойдет к избирателям, лучше сработать на опережение.

Важно – сделать всё похоже: то же оформление, тот же слог, та же стилистика, тот же способ доставки.

Изготовить такую продукцию несложно. Сложность в другом – в реализации доставки «агитационного» материала. Если ваш штаб, в отличие от штаба противника, не был нацелен на листовочную диверсию, то это большая проблема.

Ведь чтобы распространять нелегальную продукцию, надо создавать специальный, работающий автономно от основного, штаб. Надо набирать отдельную команду. Надо продумать систему безопасности работы распространителей, в том числе изготовить для них документы прикрытия (листки коммерческой рекламы, удостоверения распространителей рекламы и пр.), разработать для них легенды прикрытия и т.д. Потребуются гораздо большие (иногда на порядок) средства для оплаты распространителей.

И, наконец, надо иметь в виду, что если вы попадетесь на нелегальщине, никто не будет разбираться в том, что вы всего лишь отвечали ударом на удар, что не вы зачинщик драки. Снимут с дистанции, и фамилию не спросят. Правила игры в избирательном процессе покруче, чем в хоккее: там за ответный удар наказывают обоих. А здесь только того, кого застукали. Жутко не справедливо. Но закон есть закон.

Так что, создавая штаб и предполагая работать корректно, все равно продумайте заранее, что будете делать, если вас обложат чернухой.

Очень неприятная вещь. Очень опасная среда. Среда для волков. А с волками жить – по-волчьи выть. Готовы? Тогда – вперед! За красные флажки, которые развешивает охотник Вешняков!

Глава 18

Наши рекомендации