Информационная модель обучения
Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому,
посредством компьютера.
Во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент,
позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.
Не принижая роль традиционных приемов, ориентированных на использование речи в образовательном процессе, следует отметить появление новых методов обучения. Основная причина - рождаются новые языки и схемы понимания и усвоения знаний, менее связанные с говорением, словом, звуком, связанные со зрительным рядом, образом, формой, цветом.
Вообще выделяют следующие методические модели использования информационных технологий (ИТ) в учебном процессе :
- "модель изучения" - модель, предназначенная для изучения компьютера, программных интерфейсов. В данном случае происходит освоение инструмента, орудия труда. Данная модель имеет вспомогательное значение для реализации других моделей;
- "модель существования" ориентирована на использование программных сред, реализующих искусственные среды методом моделирования или создания виртуальной реальности;
- "модель управления собственной информацией". Обучаемый накапливает некоторые материалы, требующие особого внимания в смысле организации хранения, обновления и т.п.;
- "модель управления технологическим процессом". В учебном процессе может использоваться при компьютеризированном управлении физическими или химическими опытами;
- "модель творчества". При достаточном овладении компьютером перед обучаемым может быть поставлена задача, требующая нетривиального решения (творческого подхода);
- "модель общения". В основном данная модель связана с реализацией проектов взаимодействия между удаленными обучаемыми (или преподавателями);
- "модель просмотра" и "модель добывания информации". Данные модели связаны с самостоятельным отысканием материалов с использованием средств Internet, электронных энциклопедий и т.п.;
- "модель опосредованного взаимодействия" - непосредственное общение с компьютером участников учебного процесса не требуется, хотя полученная информация и определяет учебную деятельность.
Заметим: важность "модели изучения" при традиционном подходе была настолько велика, что на первых этапах использования ИТ в учебном процессе по сути заменяла все остальные. В настоящее время происходит смещение ориентиров от изучения компьютера как такового к изучению информационных технологий. Интересно, что использование ИТ во всех моделях, кроме "модели изучения", применимо к любому общеобразовательному предмету.
Наблюдается переход от дисциплинарной модели, которая характеризуется классическими средствами хранения информации (книга и т.п.). Интерпретатором знания в данной модели выступает преподаватель. Напротив, информационная модель характеризуется не средствами хранения информации, а источниками информации (книга, услуги Internet и т.п.). Интерпретатором знаний выступает не преподаватель, а обучаемый (роль преподавателя - координатор учебного процесса).
Дисциплинарная модель обучения | Информационная модель обучения |
Хранитель информации: книга; учебное пособие и т.п. | Источник информации: книга; учебное пособие; базы данных и экспертные системы; сервисы Internet и т.п. |
Координатор учебного процесса - преподаватель. | |
Интерпретатор знания: преподаватель. | Интерпретатор знания: обучаемый. |
Это качественно новая информационная модель обучения, когда сначала есть чувство, "что понимаю", но - понять не могу (вижу только верхушку айсберга), однако преобразования уже происходят.
Заметим, что роль преподавателя в информационной модели ни в коем случае не стоит принижать. Координация учебного процесса - это то, что требует повышенной квалификации учителя, овладения системоорганизующими способностями.