Г.Форд : «Моя жизнь, мои достижения».
Книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» - это произведение, в котором переплетаются многие интересные темы, такие как создание первых автомобилей с подробным описанием механизма, создание производства нового товара и его раскрутка, управление своим предприятием и своими подчиненными с максимальной выгодой для обеих сторон. В первую очередь Форд заботился о благосостоянии своих рабочих, которых считал правильнее называть компаньонами.
Автор начинает повествование со своей биографии. Рассказывая о своей жизни, он описывает, как ему в голову пришла идея конструировать автомобиль. Форд описывает все детали, касательно того, через что он прошел, пока не достиг какого-либо успеха: первые эксперименты, разногласия с отцом по поводу своей сферы деятельности (отец желал, чтобы Г.Форд стал фермером), первые партнеры, детали созданных механизмов. После внедрения своего изобретения в общество, он говорит, как менял компании, с которыми выпускал свои автомобили, как пытался донести до общества полезность своего изобретения. Все это понемногу переходило в создание собственного большого предприятия, изобретение Фордом первого промышленного конвеера , победы в конкуренции с другими автозаводами расширение своей сети. Сперва он чертил план, в котором каждая деталь была разработана до конца, прежде чем начинал строить.
Генри Форд считал, что погоня за деньгами и монополия в деловой жизни – это зло. Предприятие не должно оказывать честь клиенту, исполняя его заказы, оно должно само искать питание. В противной ситуации пропадает необходимость думать о клиентуре, появляется тенденция гнать публику к черту. Чтобы не перегружать себя деньгами нужно постоянно иметь перед глазами цель. «Задача предприятия – производить для потребителя, а не для наживы или спекуляции».
Особого внимания заслуживает специфическое отношение Г.Форда к социально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями о структуре и методах управления Г.Форд считал, например, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все ее отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве отвергалась, ибо «фабрика … не клуб».
Целью Форда была простота. Устраняя излишние детали и упрощая необходимые, они устраняли излишние расходы на производство. Для каждого отдельного сорта металла на заводе Форда была, по крайней мере, одна замена, а то и несколько. То же можно сказать и о всех отдельных частях. Сначала завод изготовлял лишь немногие части, моторы вовсе не изготовлял. Со временем ситуация изменилась – они стали изготовлять самостоятельно почти все части, так как это обходилось значительно дешевле и избавляло от влияния рыночных кризисов.
Основные принципы производства Форда:
1. Не бояться будущего и не относиться почтительно к прошлому.
2. Не обращать внимания на конкуренцию.
3. Работу на общую пользу ставить выше выгоды.
4. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать.
Первый успех в сборке состоял в том, что они стали доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Форд следовал двум принципам – заставлять рабочего, по возможности, не делать более одного шага и никогда не допускать, чтобы при работе ему приходилось наклоняться. В результате этого сокращаются требования к мыслительной работе и сокращение его движений до минимума.
В компании Генри Форда не было «экспертов», они даже отпускали лиц, воображавших себя экспертами, так как никто, хорошо знающий свою работу, не будет убеждать себя, что знает ее досконально. Тот, кто хорошо знает свою работу, видит свои ошибки и по возможности их исправляет, стремиться вперед. Он возлагал на каждого целиком всю ответственность. У всякого работника была своя работа. Каждый был обязан знать, что происходит вокруг него, серьезно относиться к делу. Название «директор» - не официальный титул. У него не было ни титулов, ни служебных полномочий, а вследствие волокиты и превышений власти.
Г.Форд был против заема денег. Он считал, что капитал должен течь из фабрики, а не из банка. Чужие деньги, по его мнению, поддерживают лень и многие предприниматели слишком ленивы, чтобы найти причину убыток. Именно внутренние болезни заслуживают самого большого внимания. Нужно производить то, что требуется и продавать по дешевой цене. Единственный момент, когда деловой человек может занять деньги - это когда он в них не нуждается.
Г.Форд установил заработную плату 5 долларов в день (что приблизительно в 2 раза превышало среднюю зарплату в автомобилестроении в США).Причем через некоторое время зарплата выросла до 6 долларов, однако вряд ли этот факт свидетельствует о стремлении предпринимателя к благотворительности как таковой. Более вероятной представляется версия, что при росте зарплаты и снижении цен на автомобили вырастает их потребление, а в вопросе прибыли, по утверждению самого Форда, он полагался на «размеры сбыта».
Работники получали солидную зарплату. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательными параметрами производственной среды – чистота, гигиеничность, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций – монотонных и требующих творческого подхода.
Интересно рассуждение Форда о больных и калеках. Он был того мнения, что если подобного человека поставить на подходящее место, он может сделать то же, что и здоровый человек, и получить ту же плату. Он не делал предпочтения для калек, но показал, что они могут заработать себе полное вознаграждение. Проводились опыты с лежачими больными: расстилали клеенчатые покрывала и заставляли людей прикреплять винта к болтам. Производительность таких людей была на 20 % выше обычной фабричной производительности.