Примеры реализации реинжиниринга бизнес-процессов
Совр.период развития ВРК характеризуется активным переходом к исп-ю интегрированных методологий и инструмент-х средств. К интегрированным системам поддержки реинж относится разработанное фирмой Gensym (США) инструментальное средство ReThink, в котрое включены наиболее перспективные решения (графич объектно-ориентированный язык язык для описания моделей и проектов, средства анимации и имитационного моделирования процессов, методы искусств.интеллекта для полного и адекватного представления экспертных знаний о процессах), что позволяет сотрудникам предприятия непосредственно участвовать в процессе моделирования и реконструирования бизнес-процессов.
В настоящее время выделяют 2 фактора определяющих развитие реинжиниринга, - рост электронной коммерции и развитие ERP – систем.
Отеч.предпринимат-ву необходим реинж-ринг, т.к.требуются существ.изменения,а для б-ва предприятий требуется кризисный реинж. Основными состовляющими процесса управл изменениями явл оценка готовности к ним орг-ции, разработка плана их внедрения. Д.б.определены роли сотрудников, участвующих в этом процессе. Инициаторы преобразования обязаны иметь полномочия для принятия решений об изменениях и претворять их в жизнь
38.жизненный цикл (ЖЦ) КИС.
Жизненный цикл КИС представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании ИС и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации.
В жизн.цикле определены след.группы процессов: 1) осн.процессы ЖЦ. В состав основных процессов ЖЦ входят процессы, которые реализуются под управлением организации (заказчика, поставщика, разработчика и персонала сопровождения ИС), вовлеченных в ЖЦ ИС. Это: процесс заказа, процесс поставки, процесс разработки, процесс эксплуатации, процесс сопровождения; 2) вспомогательные процессы ЖЦ. Это: Документирование, Управление конфигурацией, Обеспечение качества, Верификация, аттестация, Совместный анализ, Аудит, Решение проблем; 3) орг.процессы ЖЦ. Это: Управление, Создание инфраструктуры, Усовершенствование, Обучение.
Под моделью ЖЦ ИС понимается некоторая стр-ра, опред-щая последоват-сть осущ-ния процессов, д-вий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ ИС, а также взаимосвязи м/ду этими процессами, д-ями и задачами.
Наиб.распространение получили 2осн.модели ЖЦ: каскадная и спиральная.
Каскадная модель ЖЦ ИС предусматривает последовательную организацию работ. Главной особенностью является разбиение всей разработки на этапы, переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как полностью завершены все работы на предыдущем этапе. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. Осн.этапы разработки по каскадной модели:• анализ требований заказчика;• проектирование;• разработка;• тестирование и опытная эксплуатация;• ввод в действие готового продукта. Осн. преимущества каскадной модели:• выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения и соответствующие затраты;• на каждом этапе формируется законч.набор проектной документации, отвечающей критериям полноты и согласованности. Недостатки: высокий уровень риска объясняется сложностью проекта и продолжительностью каждого из этапов разработки ИС.
Спиральная модель жизненного цикла предполагает итерационный процесс разработки ИС. Итерация представляет собой законч.цикл разработки, приводящий к выпуску прототипа программного продукта, который совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать законченной системой. При этом возрастает значение начальных этапов жизненного цикла, таких как анализ и проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания действующих прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии программного изделия, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы на следующем витке спирали. На каждой итерации углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта. Спиральный подход делает процесс разработки более гибким. Преимущества итерационного подхода:• уменьшается уровень рисков. • упрощается внесение изменений в проект при изменении требований заказчика;• обеспечивается большая гибкость в управлении проектом. • упрощается повторное использование компонентов;• повышается надежность и уст-сть системы. Осн.проблема спиральной модели ЖЦ — определение момента перехода на след.этап.
39.Проектирование КИС.
Процесс разработки информационной системы, как правило, рассматривают с двух точек зрения: • по содержанию действий разработчиков (групп разработчиков)-рассматривается статический аспект процесса разработки, описываемый в терминах основных потоков работ (исполнители, действия, последовательность действий и т.д.); •по времени или по стадиям жизн.цикла разрабатываемой системы-рассматривается динамическая орг-ция процесса разработки, описываемая в терминах циклов, стадий, итераций и этапов.
Основные стадии проектирования информационной системы.1) Концептуальная стадия — главным содержанием работ является определение проекта, разработка его концепции, включающая: • формирование идеи, постановку целей;• изучение требований заказчика;• сбор исходных данных и анализ существующего состояния объекта управления;• формирование команды проекта;• определение основных требований к материальным, финансовым и трудовым ресурсам;• представление предложений, их экспертиза и утверждение.
2) Стадия подготовки технич.предложения — ее целью является уточнение технического предложения в ходе переговоров с заказчиком о заключении договора:• разработка и утверждение технич.задания;• разработка планов работ;• составление бюджета проекта; • подписание договора с заказчиком.
3) Стадия проектир-я предназн. для опред-я подсистем КИС, их взаимосвязи, выбора наиболее эффект. способов выполнения проекта и использ-я ресурсов: • выполнение концепт.проектирования;• разработка технич.спецификаций;• представление проектной разработки, экспертиза и утвержд-е.
4) Стадия разработки — производится координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется создание подсистем и их тестирование:• разработку программного обеспечения;• подготовку к внедрению системы;• контроль и регулирование основных показателей проекта.
5) Стадия ввода системы в эксплуатацию-проводятся испытания, идет опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах: • опытная эксплуатация;• подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы;• подготовка рабочей документации;• сдача системы заказчику;• сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;• накопление опытных данных для послед.проектов.
Проект-уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения сроков, стоимости и ресурсов. К важнейшим характеристикам проекта относятся технико-экономические показатели: объем работ; сроки выполнения; себестоимость; экон.эфф-сть, обеспечиваемая реализацией проекта; социальная и общественная значимость проекта. Любой проект характеризуется классом, типом и масштабом
Техническое задание-документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления. В рамках разработки технического задания решаются следующие задачи:• устанавливается общая цель создания информационной системы, определяется состав подсистем и функциональных задач;• разрабатываются и обосновываются требования, предъявляемые к подсистемам, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);• устанавливаются общие требования к проектируемой системе;• определяется перечень задач по созданию системы и исполнителей;• определяются этапы создания системы и сроки их выполнения;• проводится предварительный расчет затрат на создание системы и определяется уровень экономической эффективности ее внедрения..
40. CASE-средства
Case-технологии – это программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем. Обычно к CASE-средствам относят любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями: - мощные графические средства для описания и документирования ИС, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие возможности; - интеграция отдельных компонент CASE-средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС; - использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория).
Интегрированное CASE-средство содержит следующие компоненты: –репозиторий, являющийся основой CASE-средства. Он должен обеспечивать хранение версий проекта и его отдельных компонентов, синхронизацию поступления информации от различных разработчиков при групповой разработке, контроль метаданных на полноту и непротиворечивость;
–графические средства анализа и проектирования, обеспечивающие создание и редактирование иерархически связанных диаграмм (DFD, ERD и др.), образующих модели ИС; –средства разработки приложений, включая языки 4GL и генераторы кодов; –средства конфигурационного управления; –средства документирования; –средства тестирования; –средства управления проектом; –средства реинжиниринга.
Все современные CASE-средства могут быть классифицированы в основном по типам и категориям. Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE-средств на те или иные процессы ЖЦ. Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и включает отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи (tools), набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство этапов жизненного цикла ИС (toolkit) и полностью интегрированные средства, поддерживающие весь ЖЦ ИС и связанные общим репозиторием. Помимо этого, CASE-средства можно классифицировать по следующим признакам: –применяемым методологиям и моделям систем и БД; –степени интегрированности с СУБД; –доступным платформам.
Классификация по типам в основном совпадает с компонентным составом CASE-средств и включает следующие основные типы:
средства анализа, предназначенные для построения и анализа моделей предметной области;
средства анализа и проектирования, поддерживающие наиболее распространенные методологии проектирования и использующиеся для создания проектных спецификаций. Выходом таких средств являются спецификации компонентов и интерфейсов системы, архитектуры системы, алгоритмов и структур данных;
средства проектирования баз данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем баз данных (как правило, на языке SQL) для наиболее распространенных СУБД.
средства разработки приложений. К ним относятся средства;
средства реинжиниринга, обеспечивающие анализ программных кодов и схем баз данных и формирование на их основе различных моделей и проектных спецификаций. В области анализа программных кодов наибольшее распространение получают объектно-ориентированные CASE-средства, обеспечивающие реинжиниринг программ на языке С++.