Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка с помощью учителя

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку

(развитие речи, обучение грамоте,

Формирование грамматического строя речи)

дляученика 1 класса

Титова Аркадия

Составитель:

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учётом особенностей развития обучающегося с нарушением слуха. Индивидуальная рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва, Просвещение, 2006г.). Составители сборника: А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова.

В программу по русскому языку включены следующие разделы:

1. Обучение грамоте.

2. Развитие речи.

3. Формирование грамматического строя речи.

Выделенные на предмет «Язык и литература» часы распределяются следующим образом:

Раздел Количество часов
  I полугодие II полугодие
Обучение грамоте
Развитие речи 4 2
Формирование грамматического строя речи -
Итого

Цель: начальный курс русского языка предусматривает всестороннее развитие речи учащегося.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы по русскому языку:

1. формирование потребности к овладению устной речью;

2. формирование навыков произношения и овладение начальным курсом грамматики (формирование грамматического строя языка);

3. развитие устной и письменной форм речи, психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, усидчивости и т.п.) ребёнка с ОВЗ;

4. овладение умениями правильно писать и читать;

5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

6. пробуждение познавательного интереса к языку.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ №31 на 2015-2016 учебный год рассчитана на 297 часов (исходя из 33 учебных недель в году).

Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями ученика, имеющего нарушение слуха. У данного учащегося имеется кохлеарный имплант, поэтому он относится к категории слабослышащих. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности: минимальный объем знаний, нарушение всех аспектов устной речи, ограниченность словарного запаса, недоразвитие словесно-логического мышления, искажение пространственных представлений, несформированность абстрактного мышления.

Основной коррекционной целью рабочей программы является воспитание у школьников внятной и грамотной речи.

Коррекционными задачами на уроках русского языка для учащихся 1 классаявляются следующие:

§ создание слуховой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции слабослышащих учащихся;

§ использование ЗУА;

§ использование различных форм речи;

§ применение табличек с речевым материалом;

§ осуществление коррекции звуко-произносительной стороны речи учащихся;

§ применение дифференцированного подхода.

Специфика организации обучения: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащего учащегося; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения глухих со сложным дефектом языку на всех уроках; применение жестовой речи. Специфика овладения глухими детьми речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания), а также в выделении материала по развитию разговорной речи (приложение №1). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания.

Уроки русского языка подготавливают определенный лексический ма­териал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках раз­вития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приоб­рели, практически овладевая грамматическим строем языка.

Решение этих задач предусматривает: формирование и обогащение словарного за­паса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых выска­зываний с соблюдением лексической, грамматической и композици­онной правильности.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: подготовительного (добукварного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой. Ученик с помощью учителя будет работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Важнейшим аспектом обучения грамоте является формирование начального навыка чтения и других видов речевой деятельности у слабослышащего учащегося. В добукварный период формируется умение читать и составлять слова из разрезной азбуки. В букварный период обучающийся учится писать. В послебукварный период учащийся овладевает умением списывать слова. Овладевая чтением текстов, выполняя элементарные задания, ученик учится ориентироваться в книге.

В процессе работы по овладению грамматическим строем язы­ка у учащихся постепенно формируются практические грам­матические обобщения (поскольку их содержание логически обусловлено содержанием уроков развития устной речи и формиро­вания грамматического строя, специальное время на формирование практических грамматических обобщений не выделяется).

Информация об УМК:

1. А.Г. Зикеев. Русский язык. Учебник для 1 класса С(К)ОУ II вида. В 3 частях. – Москва, Владос, 2009.

(I часть - 144с.: ил.; II часть - 143с.: ил.; III часть - 143с.: ил.)/

2. А.Г. Зикеев. Азбука часть 1. – (М.: Просвещение, 2003 – 208с.);

3. Н.Ю. Донская, Н.Н. Чертова. Азбука часть 2. – (М.: Просвещение, 2003 – 224с.)

4. Н.Ю. Донская. Тетрадь по обучению грамоте. Приложение к учебнику «Азбука» часть 2. – (М.: Просвещение),

5. И.М. Гилевич. Раз словечко, два словечко… Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 класса С(К)ОУ II вида (I отделение). В 2 частях. – Москва, Просвещение, 2005.

(I часть - 72с.: ил.; II часть - 64с.: ил.), утвержден приказом по школе-интернату № _____ от ___________________

Основными технологиями являются:

· здоровьесберегающая технология;

· личностно-ориентированная технология;

· коррекционно-развивающая;

· развивающее обучение;

· игровая технология;

· использование электронно-образовательных ресурсов;

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная.

Характеристика учащегося.

У ребенка IV степень тугоухости, он кохлеарно имплантирован. У ученика помимо нарушения слуховой функции имеются различные нарушения в развитии, в том числе ДЦП.

По развитию навыка чтения с губ: понимание резко ограниченно.

Показатели внимания – ниже возрастной нормы. Внимание неустойчиво, переключаемость на очень низком уровне.

Объём кратковременной и долговременной памяти не соответствует возрасту.

Уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления не соответствует возрасту. На невербальном уровне не может даже с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Мотивация к обучению отсутствует, самоконтроль отсутствует.

Трудности в обучении. В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата у ребенка отмечается ряд трудностей, а именно:

1. Невозможность использовать письменную речь.

2. Предъявляемая информация в виде табличек и картинок усваивается с трудом.

3. Трудности при дактилировании и проговаривании предъявляемого речевого материала.

Уровень сформированности познавательных интересов низкий. Основной способ предъявления речевого материала – устно-дактильный с использованием письменных речевых табличек, а также жестовая речь. Дактилологию самостоятельно не использует, путает дактилемы. Мальчик не соотносит дактилему со звуком. Отсутствуют все виды речи, кроме бытовой жестовой на примитивном уровне.

Способность и мотивация к обучению очень низкая. Скорость формирования новых навыков крайне низкая.

Каждый предмет вызывает у Аркадия очень большие трудности.

Содержание рабочей программы.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1. Мы идем учиться (6 часов).

Требования к уровню усвоения материала.

Называть школьные принадлежности.

Называть основные помещения школы.

Соотносить картинки с табличками.

2. В классе (4 часа)

Требования к уровню усвоения материала.

Называть предметы мебели, учебные вещи.

Соотносить картинки с табличками.

3. Мы играем. (4 часа)

Требования к уровню усвоения материала.

Называть игрушки, классифицировать понятия.

Развивать интерес к игре.

Выполнять поручения учителя.

Работать с картинками и текстом.

4. Осенью. (12 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

Находить данное время года на картинках, аргументировать свой выбор.

Находить отличительные признаки осени на картинках и называть их, подкладывая речевые таблички.

Составлять предложения об осени из речевых табличек с помощью учителя.

Находить в тексте слова и словосочетания об осени.

5. Моя семья. (6 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

С помощью учителя узнавать по фотографии и называть членов своей семьи.

Дополнять предложения с помощью речевых табличек.

6. В нашем доме. (2 часа)

Требования к уровню усвоения материала.

Называть помещения в доме, в квартире.

Дифференцировать назначение данных помещений.

Называть предметы мебели, посуды.

Делать зарисовки.

Составлять предложения по картинкам из речевых табличек с помощью учителя.

7. Зимой. (10 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

Находить данное время года на картинках.

Находить отличительные признаки зимы на картинках и называть их из речевых табличек с помощью учителя..

Делать зарисовки.

Знать основные признаки и атрибуты праздника.

Называть их на иллюстрациях с помощью речевых табличек.

8. Про животных и птиц. (10 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

Называть диких и домашних животных.

Распределять их по группам, объяснять свой выбор.

Выбирать картинки с видами групп животных.

Формулировать выводы из изученного материала (с помощью учителя).

Отвечать на вопросы по теме.

Называть перелетных, зимующих птиц.

Писать по памяти.

Определять отличительные особенности жизни животных и птиц зимой.

Наблюдать за птицами зимой.

Анализировать изменения в жизни животных и птиц в зимнее время года.

9. В саду, в лесу, в огороде (9 часов).

Требования к уровню усвоения материала.

Называть фрукты, овощи, ягоды, грибы с помощью речевых табличек.

Называть виды работ людей в саду, в огороде.

Обобщать предметы по группам, подбирать словарь к обобщающему понятию.

10. Весной. (7 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

Находить данное время года на картинках, аргументировать свой выбор.

Находить и выбирать отличительные признаки ранней весны на картинках из речевых табличек с помощью учителя.

11. Летом (5 часов).

Требования к уровню усвоения материала.

Находить отличительные признаки лета на картинках и называть их.

Делать зарисовки.

Составлять предложения о лете из речевых табличек с помощью учителя..

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (131 час).

I. Добукварный период (10 часов).

II. Букварный период (97 часов).

III. Послебукварный период (24 часа).

Обучение чтению

  • Членение слова на слоги с помощью учителя.
  • Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки (печатно­го и рукописного шрифтов): сначала одно- и двусложные с помощью учителя.
  • Обучение чтению слов и коротких предложений с печатного или рукописного шрифта.
  • Чтение с правильным сочетанием звуков в словах, без искаже­ния и пропуска звуков.


Обучение письму

  • Выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме.
  • Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мышц пальцев; обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров не­прерывным движением руки.
  • Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфави­та, основными типами их соединения. Обозначение звуков соответ­ствующими буквами рукописного шрифта.
  • Списывание слов и предложений с образцов (сначала с руко­писного шрифта, а затем с печатного).
  • Знакомство с правилами гигиены письма.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (ФГСР)

Третья четверть (36 часов)

1. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

- предмет и действие («существительное ед. ч. + глагол наст. вр.»: ученик пишет, самолет летит);

2. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

- предмет и состояние предмета («существительное ед. ч. + гла­гол наст. вр.»: мальчик сидит, ручка лежит).

3. Выделение грамматических признаков рода существительных («числительное + существительное»: один стол, одна линейка, одно зеркало).

Требования к уровню усвоения материала.

Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка с помощью учителя.

Наши рекомендации