Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка с помощью учителя
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
(развитие речи, обучение грамоте,
Формирование грамматического строя речи)
дляученика 1 класса
Титова Аркадия
Составитель:
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учётом особенностей развития обучающегося с нарушением слуха. Индивидуальная рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва, Просвещение, 2006г.). Составители сборника: А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова.
В программу по русскому языку включены следующие разделы:
1. Обучение грамоте.
2. Развитие речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
Выделенные на предмет «Язык и литература» часы распределяются следующим образом:
Раздел | Количество часов | |
I полугодие | II полугодие | |
Обучение грамоте | ||
Развитие речи | 4 | 2 |
Формирование грамматического строя речи | - | |
Итого |
Цель: начальный курс русского языка предусматривает всестороннее развитие речи учащегося.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы по русскому языку:
1. формирование потребности к овладению устной речью;
2. формирование навыков произношения и овладение начальным курсом грамматики (формирование грамматического строя языка);
3. развитие устной и письменной форм речи, психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, усидчивости и т.п.) ребёнка с ОВЗ;
4. овладение умениями правильно писать и читать;
5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
6. пробуждение познавательного интереса к языку.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ №31 на 2015-2016 учебный год рассчитана на 297 часов (исходя из 33 учебных недель в году).
Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями ученика, имеющего нарушение слуха. У данного учащегося имеется кохлеарный имплант, поэтому он относится к категории слабослышащих. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности: минимальный объем знаний, нарушение всех аспектов устной речи, ограниченность словарного запаса, недоразвитие словесно-логического мышления, искажение пространственных представлений, несформированность абстрактного мышления.
Основной коррекционной целью рабочей программы является воспитание у школьников внятной и грамотной речи.
Коррекционными задачами на уроках русского языка для учащихся 1 классаявляются следующие:
§ создание слуховой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции слабослышащих учащихся;
§ использование ЗУА;
§ использование различных форм речи;
§ применение табличек с речевым материалом;
§ осуществление коррекции звуко-произносительной стороны речи учащихся;
§ применение дифференцированного подхода.
Специфика организации обучения: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащего учащегося; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения глухих со сложным дефектом языку на всех уроках; применение жестовой речи. Специфика овладения глухими детьми речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания), а также в выделении материала по развитию разговорной речи (приложение №1). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания.
Уроки русского языка подготавливают определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.
Решение этих задач предусматривает: формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: подготовительного (добукварного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой. Ученик с помощью учителя будет работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).
Важнейшим аспектом обучения грамоте является формирование начального навыка чтения и других видов речевой деятельности у слабослышащего учащегося. В добукварный период формируется умение читать и составлять слова из разрезной азбуки. В букварный период обучающийся учится писать. В послебукварный период учащийся овладевает умением списывать слова. Овладевая чтением текстов, выполняя элементарные задания, ученик учится ориентироваться в книге.
В процессе работы по овладению грамматическим строем языка у учащихся постепенно формируются практические грамматические обобщения (поскольку их содержание логически обусловлено содержанием уроков развития устной речи и формирования грамматического строя, специальное время на формирование практических грамматических обобщений не выделяется).
Информация об УМК:
1. А.Г. Зикеев. Русский язык. Учебник для 1 класса С(К)ОУ II вида. В 3 частях. – Москва, Владос, 2009.
(I часть - 144с.: ил.; II часть - 143с.: ил.; III часть - 143с.: ил.)/
2. А.Г. Зикеев. Азбука часть 1. – (М.: Просвещение, 2003 – 208с.);
3. Н.Ю. Донская, Н.Н. Чертова. Азбука часть 2. – (М.: Просвещение, 2003 – 224с.)
4. Н.Ю. Донская. Тетрадь по обучению грамоте. Приложение к учебнику «Азбука» часть 2. – (М.: Просвещение),
5. И.М. Гилевич. Раз словечко, два словечко… Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 класса С(К)ОУ II вида (I отделение). В 2 частях. – Москва, Просвещение, 2005.
(I часть - 72с.: ил.; II часть - 64с.: ил.), утвержден приказом по школе-интернату № _____ от ___________________
Основными технологиями являются:
· здоровьесберегающая технология;
· личностно-ориентированная технология;
· коррекционно-развивающая;
· развивающее обучение;
· игровая технология;
· использование электронно-образовательных ресурсов;
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная.
Характеристика учащегося.
У ребенка IV степень тугоухости, он кохлеарно имплантирован. У ученика помимо нарушения слуховой функции имеются различные нарушения в развитии, в том числе ДЦП.
По развитию навыка чтения с губ: понимание резко ограниченно.
Показатели внимания – ниже возрастной нормы. Внимание неустойчиво, переключаемость на очень низком уровне.
Объём кратковременной и долговременной памяти не соответствует возрасту.
Уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления не соответствует возрасту. На невербальном уровне не может даже с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
Мотивация к обучению отсутствует, самоконтроль отсутствует.
Трудности в обучении. В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата у ребенка отмечается ряд трудностей, а именно:
1. Невозможность использовать письменную речь.
2. Предъявляемая информация в виде табличек и картинок усваивается с трудом.
3. Трудности при дактилировании и проговаривании предъявляемого речевого материала.
Уровень сформированности познавательных интересов низкий. Основной способ предъявления речевого материала – устно-дактильный с использованием письменных речевых табличек, а также жестовая речь. Дактилологию самостоятельно не использует, путает дактилемы. Мальчик не соотносит дактилему со звуком. Отсутствуют все виды речи, кроме бытовой жестовой на примитивном уровне.
Способность и мотивация к обучению очень низкая. Скорость формирования новых навыков крайне низкая.
Каждый предмет вызывает у Аркадия очень большие трудности.
Содержание рабочей программы.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1. Мы идем учиться (6 часов).
Требования к уровню усвоения материала.
Называть школьные принадлежности.
Называть основные помещения школы.
Соотносить картинки с табличками.
2. В классе (4 часа)
Требования к уровню усвоения материала.
Называть предметы мебели, учебные вещи.
Соотносить картинки с табличками.
3. Мы играем. (4 часа)
Требования к уровню усвоения материала.
Называть игрушки, классифицировать понятия.
Развивать интерес к игре.
Выполнять поручения учителя.
Работать с картинками и текстом.
4. Осенью. (12 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
Находить данное время года на картинках, аргументировать свой выбор.
Находить отличительные признаки осени на картинках и называть их, подкладывая речевые таблички.
Составлять предложения об осени из речевых табличек с помощью учителя.
Находить в тексте слова и словосочетания об осени.
5. Моя семья. (6 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
С помощью учителя узнавать по фотографии и называть членов своей семьи.
Дополнять предложения с помощью речевых табличек.
6. В нашем доме. (2 часа)
Требования к уровню усвоения материала.
Называть помещения в доме, в квартире.
Дифференцировать назначение данных помещений.
Называть предметы мебели, посуды.
Делать зарисовки.
Составлять предложения по картинкам из речевых табличек с помощью учителя.
7. Зимой. (10 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
Находить данное время года на картинках.
Находить отличительные признаки зимы на картинках и называть их из речевых табличек с помощью учителя..
Делать зарисовки.
Знать основные признаки и атрибуты праздника.
Называть их на иллюстрациях с помощью речевых табличек.
8. Про животных и птиц. (10 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
Называть диких и домашних животных.
Распределять их по группам, объяснять свой выбор.
Выбирать картинки с видами групп животных.
Формулировать выводы из изученного материала (с помощью учителя).
Отвечать на вопросы по теме.
Называть перелетных, зимующих птиц.
Писать по памяти.
Определять отличительные особенности жизни животных и птиц зимой.
Наблюдать за птицами зимой.
Анализировать изменения в жизни животных и птиц в зимнее время года.
9. В саду, в лесу, в огороде (9 часов).
Требования к уровню усвоения материала.
Называть фрукты, овощи, ягоды, грибы с помощью речевых табличек.
Называть виды работ людей в саду, в огороде.
Обобщать предметы по группам, подбирать словарь к обобщающему понятию.
10. Весной. (7 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
Находить данное время года на картинках, аргументировать свой выбор.
Находить и выбирать отличительные признаки ранней весны на картинках из речевых табличек с помощью учителя.
11. Летом (5 часов).
Требования к уровню усвоения материала.
Находить отличительные признаки лета на картинках и называть их.
Делать зарисовки.
Составлять предложения о лете из речевых табличек с помощью учителя..
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (131 час).
I. Добукварный период (10 часов).
II. Букварный период (97 часов).
III. Послебукварный период (24 часа).
Обучение чтению
- Членение слова на слоги с помощью учителя.
- Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки (печатного и рукописного шрифтов): сначала одно- и двусложные с помощью учителя.
- Обучение чтению слов и коротких предложений с печатного или рукописного шрифта.
- Чтение с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков.
Обучение письму
- Выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме.
- Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мышц пальцев; обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
- Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.
- Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного шрифта, а затем с печатного).
- Знакомство с правилами гигиены письма.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (ФГСР)
Третья четверть (36 часов)
1. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
- предмет и действие («существительное ед. ч. + глагол наст. вр.»: ученик пишет, самолет летит);
2. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
- предмет и состояние предмета («существительное ед. ч. + глагол наст. вр.»: мальчик сидит, ручка лежит).
3. Выделение грамматических признаков рода существительных («числительное + существительное»: один стол, одна линейка, одно зеркало).
Требования к уровню усвоения материала.
Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка с помощью учителя.