Действительная частота вращения выходного вала
об/мин (2)
Отклонение от значения технического задания
(3)
1.2. Крутящий момент на валу шестерни
Нм. (4)
1.3. Время работы передачи
t = tг (лет)×365(дней)×24(часа)×Кг×Кс, час. (5)
Пункт2.Выбор материала. Определение допускаемых напряжений для проектного расчета.
2.1. Выбор материала (табл. 1.2). Дальнейшее изложение будет параллельно: для прямозубой передачи - в левой колонке, для косозубой - в правой колонке.
Для прямозубой передачи можно принять как для шестерни, так и для колеса термообработку- улучшение с разностью твердости 10...20 единиц для обеспечения прирабатываемости. | Для косозубой передачи можно принять для колеса улучшение до твердости HB<350 ед. Для шестерни можно принять поверхностную закалку до твердости HRC=45ед с целью использования головочного эффекта для получения более высокой нагрузочной способности. |
В соответствии с выбранным материалом и поверхностной твердостью главным расчетным критерием является контактная прочность.
2.2. Допускаемые усталостные контактные напряжения зубчатого колеса.
Расчет по этим допускаемым напряжениям предотвращает усталостное выкрашивание рабочих поверхностей в течении заданного срока службы t.
(6)
где ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности (табл.1.3).
ZV - коэффициент, учитывающий окружную скорость. При заданных значениях частот вращения валов можно предварительно предположить, в каком интервале лежит окружная скорость передачи (табл.1.3).
SH - коэффициент запаса прочности (табл.1.3).
ZN - коэффициент долговечности
(7)
NHG - базовое число циклов
NGH = (HB)3 £ 12×107. (8)
Для шестерни косозубой передачи, если она имеет HB>350, пересчитать единицы HRC в единицы HB (табл. 1.4).
Далее все параметры, относящиеся к шестерне, будут обозначаться индексом "1", параметры, относящиеся к колесу - индексом "2".
NHE1 - эквивалентное число циклов шестерни
NHE1 = 60×n1×t×eH. (9)
eH - коэффициент эквивалентности, который определяется по гистограмме нагружения
, (10)
где Tmax - наибольший из длительно действующих моментов. В нашем случае это будет момент T, действующий t1 часть общего времени работы t; тогда q1=1.
Ti - каждая последующая ступень нагрузки, действующая в течении времени ti=ti×t. Первая ступень гистограммы, равная по нагрузке Tпик=qпик×T, при подсчёте числа циклов не учитывается. Эта нагрузка при малом числе циклов оказывает упрочняющее действие на поверхность. Ее используют при проверке статической прочности.
m - степень кривой усталости, равная 6. Таким образом,
. (11)
Коэффициент эквивалентности показывает, что момент T, действующей в течении eH×t времени, оказывает такое же усталостное воздействие как и реальная нагрузка, соответствующая гистограмме нагружения в течении времени t.
Эквивалентное число циклов колеса
. (12)
sHlim - предел контактной выносливости зубчатого колеса при достижении базового числа циклов NHG (табл.1.5).
Расчетные допускаемые контактные напряжения дляпередачи
Для расчета прямозубых передач в качестве расчетного выбирается наименьшее из двух | Для расчета косозубых передач в качестве расчетного для реализации головочного эффекта принимается |
,Мпа. (13) | Мпа(14) |
Кроме того, должно соблюдаться соотношение (15) |
Пункт3. Выбор расчетных коэффициентов.
3.1.Выбор коэффициента нагрузки. Коэффициент нагрузки для предварительных расчётов выбирается из интервала
KH = 1,3...1,5. (16)
Если в рассчитываемой передаче зубчатые колёса расположены симметрично относительно опор, KH выбирается ближе к нижнему пределу. Для косозубых передач KH берётся меньше из-за большей плавности работы и, следовательно, меньшей динамической нагрузки.
3.2. Выбор коэффициента ширины зубчатого колеса (табл.1.6). Для редукторных передач рекомендуется:
– для многоступенчатых yа=0,315…0,4;
– для одноступенчатых yа=0,4…0,5;
верхний предел выбирается для косозубых передач;
– для шевронных передач yа=0,630…1,25.
Пункт4.Проектный расчет передачи.
4.1. Определение межосевого расстояния.
Для закрытой передачи, если оба или хотя бы одно из колёс имеет твёрдость меньше 350 ед., проектный расчёт проводится на усталостную контактную прочность для предотвращения выкрашивания в течение заданного срока службы t.
, мм. (17)
Здесь T1 - момент на валушестерни в Нм.
Числовой коэффициент:
Ka = 450; | Ka= 410. |
Вычисленное межосевое расстояние принимается ближайшим стандартным по таблице 1.7.
4.2. Выбор нормального модуля. Для зубчатых колёс при HB£350 хотя бы для одного колеса рекомендуется выбрать нормальный модуль из следующего соотношения
(18)
в соответствии со стандартом (табл. 1.8). В первом приближении следует стремиться к выбору минимального модуля.
4.3. Числа зубьев
; (19)
. (20)
Числа зубьев следует округлять до целого числа.
Если в прямозубой передаче не удается согласовать стандартные параметры с целым числом зубьев, следует вводить смещение инструмента (угловую модификацию). | В косозубой передаче следует задаться углом наклона зуба из интервала b=8...220. Для раздвоенных пар и шевронных передач b³300. После округления числа зубьев следует уточнить угол наклона зубьев . (21) Угол вычислить в градусах, минутах и секундах для простановки на рабочем чертеже. |
4.5. Делительные диаметры
; (22)
. (23)
Вычислять диаметры с точностью до третьего знака после запятой.
Выполнить проверку
. (24)
Для немодифицированной передачи и при высотной модификации должно быть с точностью до третьего знака после запятой.
4.6. Диаметры выступов
(25)
4.7. Диаметры впадин
(26)
4.8. Расчетная ширина колеса
. (27)
В передаче с разнесенной парой ширина каждого колеса разнесенной пары
. (28)
В шевронной передаче полная ширина колеса
, (29)
где C - ширина средней канавки для выхода инструмента, выбирается из таблицы 1.16. Диаметр по канавке меньше диаметра впадины на 0,5×m.
В прямозубой передаче b=bW. | Для косозубой передачи следует сделать проверку ширины по достаточности осевого перекрытия . (30) При изменяют параметры передачи или рассчитывают как прямозубую. |
4.9. Торцовая степень перекрытия
. (31)
4.10. Окружная скорость
(32)
Если скорость отличается от ориентировочно принятой в п. 2.2 при определении коэффициента KV, следует вернуться к п. 2.2 и уточнить допускаемые напряжения.
По окружной скорости выбрать степень точности передачи (табл. 1.9). Для передач общего машиностроения при скоростях не более 6 м/с для прямозубых и не более 10 м/с для косозубых выбирается 8 степень точности. Шестерня косозубой передачи может быть обработана по 7 степени точности, и после поверхностной закалки ТВЧ возникающие деформации переведут параметры шестерни в 8 степень точности.
Пункт5. Проверочные расчеты.
5.1. Для проверочных расчётов как по контактной, так и по изгибной прочности определим коэффициенты нагрузки.
. (33)
. (34)
KHV и KFV - коэффициенты внутренней динамической нагрузки. Они выбираются из таблицы 1.10. Если значение скорости попадает в промежутки диапазона, коэффициент подсчитывается интерполяцией.
KHb и KFb - коэффициенты концентрации нагрузки (неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий). Их значения выбираются из таблицы 1.11 интерполяцией.
KHa и KFa - коэффициенты распределения нагрузки между зубьями. Выбирается из таблицы 1.12 интерполяцией.
5.2. Проверка по контактным напряжениям
. (35)
ZE - коэффициент материала. Для стали
ZE = 190.
Ze - коэффициент учёта суммарной длины контактных линий
Прямозубые ; (36) | Косозубые ; (37) |
ZH - коэффициент формы сопряжённых поверхностей. Выбирается из таблицы 1.13 интерполяцией.
Ft - окружное усилие
. (38)
Отклонение
. (39)
Знак (+) показывает недогрузку, знак (-) - перегрузку.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И