Плавание в узкости , фарватере.
Порядок изучения материала урока к лабораторной работе №6
План
1. Причины возникновения аварийных ситуаций при использовании САРП.
2. Плавание по системам разделения движения.
3. Плавание в узкостях, фарватерах.
1. Три основные причины возникновения аварийных происшествий: у штурмана
-у штурмана нет времени для получения достоверной информации при принятии решения по маневрированию;
-судно сближается с опасностью на расстояние меньшее, чем допустимое, из-за отсутствия контроля за местоположением относительно опасности или недостаточной точности средств для определения места;
- происходит отказ технических средств судовождения и управления.
САРП не подменяет собой человека, а лишь его от выполнения утомительных и требующих времени вычислений, оставляя за судоводителем анализ ситуации, выбор маневра и его осуществление.
САРП оказывает существенную помощь судоводителям в решении задач расхождения судов, способствует повышению безопасности судовождения в случае грамотного их использования. При неграмотном использовании, чрезмерном доверии к САРП без учета их особенностей и ограничений, пренебрежении мерами предосторожности, требуемыми хорошей морской практикой, САРП может стать источником повышения опасности столкновения. Сама по себе установка САРП на судне не обеспечивает предупреждения столкновений. Эту задачу решает судоводитель, хорошо знающий особенности использования САРП.
2. Плавание по системам разделения движения.
Ориентация в потоке.
При плавании в системе разделения движения судов наличие большого количества целей создает необходимость глазомерной ориентации по экрану РЛС, а упорядоченность движения судов облегчает эту ориентацию. Следует использовать достаточно крупномасштабную шкалу, чтобы были заметны следы послесвечения. Удобно использовать сдвиг начала развертки с тем, чтобы на крупномасштабной шкале увеличить дистанцию обзора по носу судна-наблюдателя. Навыки в построении треугольников скоростей у следов послесвечения позволяют классифицировать все цели (суда потока. Суда встречного потока, пересекающие поток справа и слева, входящие в наш поток и выходящие из него входящие во встречный поток и выходящие из него). Оценивая положение центра развертки относительно целей своего потока, следует убедиться, что наше судно не самое левое в своем потоке, т.е. оно не находится в районе линии или зоны разделения. Наличие следов послесвечения у целей своего потока говорит о том. Что скорость судна-наблюдателя не равна скорости судов в полосе движения и. если есть возможность, следует привести ее в соответствие со средней скоростью потока.
Пересечение потока.
Следует, насколько это, возможно, избегать пересечения потока судов. Если же судно вынуждено это делать, то безопасность пересечения потока, должна быть тщательно обоснована. Особенностью решения задачи расхождения судов в этом случае является заданность курса - перпендикулярно направлению движения потока.
Если курс судна-наблюдателя уже перпендикулярен направлению потока, то при наличии опасности столкновения с одним из судов потока судно наблюдатель сбавляет ход. Особенность решения задачи заключается в необходимости своевременного увеличения скорости для расхождения в достаточном расстоянии по носу у следующего судна потока. (В зависимости от расстояний между судами потока может возникнуть необходимость остановиться, пропустить несколько судов и только затем давать ход.). Особенность решения задачи заключается в том, что в отличие от обычного расхождения выбирают не маневр, а по известному маневру (курс пересечения полосы движения определен правилом 10 МППСС-72 находят безопасное время его выполнения.
Плавание в узкости , фарватере.
При плавании в узости маневр, который выбирают и обосновывают для расхождения, должен одновременно и в равной степени обеспечивать навигационную безопасность судна. Выбирая маневр по расхождению с другим судном, никогда нельзя быть уверенным, что это судно само не предпримет какого-либо маневра, а будет следовать постоянным курсом и постоянной скоростью. Поэтому, выбрав маневр в предположении постоянства элементов движения цели, после его выполнения необходимо тщательно наблюдать за эхо-сигналом этого судна до тех пор, пока суда не разойдутся.
Неблагоприятный маневр цели приводит к уменьшению расстояния кратчайшего сближения, а в некоторых случаях может свести на нет предпринятые нами действия. Поэтому судоводитель должен уметь при решении задачи учитывать влияние другого судна на изменение обстоятельств встречи.
Суда, следующие вдоль узкого прохода или фарватера, должны в полной мере использовать РЛС, САРП и другие навигационные приборы, когда это необходимо для выхода на свою сторону и обеспечения движения так близко к внешней границе, как это практически возможно и безопасно, а особенно в условиях ограниченной видимости.
При наличии достаточного водного пространства, изменение только курса может быть наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения. Уменьшение же скорости, как правило, используется в узостях.
Основой успешной работы судоводителя по использованию САРП для решения задачи расхождения есть знание его эксплуатационных характеристик, назначение органов управления и порядок подготовки к работе, его погрешности ограничения и недостатки.
Задание на дом: МППСС-72 правило 9, 10; (1) стр.145-147, (1) стр. 172-147.