Государственное управление охраной труда. Организация работы по охране труда на предприятиях

В 2010г. В Республике Беларусь разработана и утверждена Советом Министров Концепция государственного управления охраной труда.

Согласно Концепции, а также статьи 221 ТК РБ «Государственное управление охраной труда» государственное управление охраной труда осуществляется на:

Республиканском уровне – Правительством РБ или уполномоченным им республиканским органом государственного управления;

Отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству РБ;

Территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами.

В целях реализации государственной политики в области охраны труда утверждена Советом Министров Республики Беларусь 29.06.2010 № 982 Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы

Цель Республиканской программы – создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение профессиональных рисков.

Основные задачи Республиканской программы – снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, которые предусматривается решить за счет:

· совершенствования законодательства в области охраны труда с учетом международного опыта;

· внедрения систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию;

· осуществления комплекса мероприятий по техническому переоснащению и модернизации производств, улучшению условий труда работников;

· совершенствования обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;

· проведения научных исследований и разработок в области охраны труда;

· внедрения современных технологий информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, совершенствования пропаганды охраны труда;

· совершенствования механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и повышении безопасности труда.

В организации должна быть выработана система управления охраной труда, которая определяет примерное распределение обязанностей должностных лиц. Общее руководство охраной труда осуществляет руководитель предприятия. Через главных специалистов он руководит планированием мероприятий по улучшению условий труда, организует безопасное выполнение работ, определяет обязанности начальников подразделений и специалистов по управлению охраной труда, осуществляет контроль за состоянием безопасности и гигиены труда, осуществляет моральное и материальное стимулирование руководителей и работников за успешную работу по охране труда. Руководитель предприятия несет ответственность за эффективное функционирование системы управления охраной труда.

Важную роль в системе управления охраной труда играетруководитель подразделения. Он дает разрешение начинать работу с использованием определенной техники, оборудования, отвечает за несоблюдение работающими безопасности труда и за ненадлежащие санитарно-гигиенические условия труда.

Функции руководителя подразделения:организовывать работы с соблюдением установленных правил, инструкций, производить инструктирование рабочих и способствовать приобретению ими навыков безопасной работы;обеспечивать безопасное состояние оборудования, инструмента, рабочих мест, рабочих и вспомогательных помещений; обеспечивать работающих СИЗ от опасных и вредных факторов, смывающими и обезвреживающими веществами; при возникновении опасных ситуаций прекращать работу, информировать об этом своего начальника; отстранять от работы лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; при несчастных случаях организовывать первую помощь пострадавшему и сообщать об этом своему начальнику.

Большая роль в обеспечении безопасности труда на производстве отводитсяспециалистам по охране труда. Эта должность в соответствии со статьей 227 ТК РБ предусматривается на всех предприятиях независимо от форм собственности при численности работающих свыше 100 человек. Если численность работников на предприятии меньше 100 человек, то эти обязанности выполняются в порядке совмещения лицом, имеющим соответствующую подготовку, либо одним из руководителей предприятия. При численности работников 250 и более человек расчет числа специалистов службы по охране труда ведется но таблицам нормативов.

Функции специалистов службы охраны труда: контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых документов по охране труда; оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятии; организация работы по профилактике производственного травматизма; технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда; участие в работе комиссии по контролю за состоянием охраны труда; участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным нормам и ведении документации; организация пропаганды по охране труда, консультирование работников по вопросам охраны труда; организация проведения обучения, проверки знаний, инструктажей работников предприятия по охране труда, участие в расследовании несчастных случаев.

Наши рекомендации