Количественныеилиметрическиешкалы подразделяются наинтервальныеипропорциональные.

Процесс разработки анкеты

1. Определите необходимую информацию

2. Выберите способ опроса

3. Определите содержание отдельных вопросов

4. Разработайте вопросы для преодоления неспособности или нежелания респондента отвечать

5. Определите структуру вопросов

6. Определите словесную формулировку вопросов

7. Расположите вопросы в правильном порядке

8. Определите форму и расположение

9. Разработайте дизайн анкеты

10. Устраните недостатки по результатам пилотного проекта

Порядок составления анкеты

Функции анкеты:

• переводит цели исследования в вопросы;

• стандартизирует вопросы и форму ответа на них;

• текст и последовательность вопросов способствуют коопера­ции интервьюера с респондентами, стимулирует получение ответов на все вопросы

Содержание анкеты

Введение

Цель- убедить респондента принять участие в опросе. Оно должно содержать цель проводимого опроса и должно показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. Кроме того, из введения должно быть понятно, кто проводит данный опрос и сколько потребуется времени для ответа на поставленные вопросы.

Реквизитная часть. Приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес - для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в организации, его имя. Кроме того, необходимо идентифицировать сам вопросник, т.е. дать ему название, указать дату, время и место проведения опроса, фамилию интервьюера.

Основная часть:

• тип вопросов (формат ответов);

• содержание вопросов;

• число вопросов;

• последовательность представления вопросов в анкете;

• наличие контрольных вопросов.

Существуют три основных формата : открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он позволяет опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что дает ему возможность чувст­вовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации. Открытые вопросы часто приводятся в начале анкеты для «разминки» респондентов. Примером открытого вопроса является вопрос: «Что вы думаете о..?»

Закрытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.

Существует два варианта таких вопросов:

1. Дихотомический, типа: «Имеете ли вы счет в банке?» В данном случае имеется только два варианта ответа: да, нет.

2. Многовариантного выбора. Предполагает несколько возможных вариантов ответов, из которых респондент может выбрать один или несколько ответов.

Вопросы со шкалой ответов, предполагающие проведение измерений изучаемых свойств и параметров на основе соответствующих шкал.

Шкалированиеозначает классификацию данных по определенным критериям.

На практике применяются номинальные шкалы (классификационные), порядковые шкалы (ранговые) и количественные (метрические).

Номинальные шкалы основываются на том, что объектом присваиваются какие-то признаки, и они классифицируются по наличию и отсутствию определенного признака (мужчина/женщина).

Порядковая шкала (ординарная) предусматривает сопоставление интенсивности определяемого признака у исследуемого объекта, т. е. располагает их по признаку «больше – меньше», но без указания, насколько больше или меньше. Порядковую шкалу называют также ранговой шкалой.

Количественныеилиметрическиешкалы подразделяются наинтервальныеипропорциональные.

Метрические шкалы являются основой всевозможных статистических операций.

Интервальная шкала – измерение, при котором присвоенные численные значения разрешают проводить сравнение величины различий как между членами одного ряда, так и между различными рядами данных.

Относительная шкала – измерение, которое использует естественный, или абсолютный ноль и, следовательно, позволяет проводить сравнение абсолютных значений величин (возраст).

Шкала Ликерта – респондентам предоставляется некоторое утверждение и их спрашивают в какой мере они с ним согласны или не согласны. Количественно измеряется отношение респондентов к различным товарам, маркам и т. д

Семантический дифференциал – определяется смысл слов и интенсивность их значений, воспринимаемых респондентами. Шкала задается между двумя противоположенными значениями (плохой/хороший, быстрый/медленный); респондент выбирает точку, которая отражает направление и степень их ощущений. Определяются слова с благоприятными и неблагоприятными смыслами.

Словесная ассоциация – респондентам дают список слов и просят их подобрать к каждому слову другое по их выбору. Время, которое предоставляется на ответ, обычно ограничено. Провоцируются быстрые свободные ответы, которые раскрывают чувства.

Завершение предложения – респондентам показывают первую часть незаконченного предложения и просят его закончить. Необходимо, чтобы респонденты заняли определенную позицию или выразили отношение.

Шкала важности – определяется степень важности некоторой характеристики или их набора от «совсем неважно» до «чрезвычайно важно».

3. Дизайн маркетингового исследования.

- 1) проектирование и конструирование процесса маркетингового исследования, его модели; разработка рационального плана для проведения исследования, проведения работ по поиску маркетинговой информации. Может осуществляться вручную и с применением информационных технологий; 2) творческая процедура изучения состояния и прогнозирования изменений в поведении субъектов маркетингового исследования во времени, по ресурсам и потребностям.

В дизайне предопределяются потребности, которые должны быть реализованы, а также фиксируется как и когда осуществляется процесс исследования.

В процессе организации маркетингового исследования обычно выделяют основные этапы построения дизайна.

Первый этап - ознакомление с проблемой ситуации и задачами, которые поставлены менеджером перед маркетологом-исследователем. Здесь формируется первое представление о возможностях исследования, о наличии аналогичных исследований, их затратности, о возможных трудностях, которые могут быть связаны с видом, объемом и

качеством маркетингового исследования.

Второй этап - предварительное планирование исследования, а именно проверка полученных на первом этапе представлений о методическом и временном процессе исследования.

Третий этап - разработка рабочей концепции проведения исследования, осуществляется независимо от того будет ли исследование проводиться собственными силами или же будет привлекаться специализированная организация.

На четвертом этапе осуществляется предварительное обоснование и выбор путей и методов сбора маркетинговой информации. Обращается внимание на экономичность путей получения информации, представительность источников информации, важность и необходимость проведения первичных и вторичных исследований в системе сбора информации.

Пятый этап - обработка информации. Обработанная информация должна быть готова для введения в компьютерные системы с целью детальной обработки и дальнейшего хранения на тех или иных информационных носителях.

Шестой этап - подведение итогов, обобщение, предполагает проведение причинно-следственного анализа полученной информации, который позволяет сделать оценку достижения главной цели исследования, а именно достаточность полученной информации и ее достоверность. Здесь же обсуждается вопрос о надобности дополнительной информации.

Седьмой этап - оформление и презентация исследования.

Схема процесса маркетингового исследования.

Количественныеилиметрическиешкалы подразделяются наинтервальныеипропорциональные. - student2.ru

4. Обоснование и роль гипотезы в процессе проектирования маркетинговых исследований.

Гипотеза - это научно обоснованное предполагаемое решение некоторой проблемы. Предположение становится гипотезой при условии:

предположение не должно находится в противоречии ни с какими данными науки;

предположение должно быть в согласии или хотя бы быть совместимым со всеми фактами, которых она касается;

предположение должно быть лучше и полнее, чем всякое другое, объяснить те явления и факты, для объяснения которых оно привлекается.

Кроме того, при выдвижении и проверки гипотез необходимо пользоваться следующими правилами:

1. Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.

2. Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать, возможно, меньше гипотез, и их связь должна быть, возможно, более тесной.

3. При выдвижении гипотезы необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.

4. Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

5. Гипотеза должна быть доступна проверке в результате исследования.

Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное пилотажное исследование. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.

Стадии развития гипотез.

I стадия. Возникновение гипотезы на основе имеющихся фактов, полученных на этапе предварительного знакомства с объектом исследования.

II стадия. Формирование выводных гипотез.

В зависимости от теоретического уровня понятий гипотезы делятся на основные и выводные (причины и следствия). Выводные гипотезы разрабатываются путем анализа основного предположения как его следствия. Основные и выводные гипотезы формируются в процессе разработки программы исследований на подготовительном этапе исследований.

III стадия. Сопоставление выводных гипотез с данными, полученными на основном этапе исследований. Если это сопоставление покажет, что все следствия, теоретически выведенные посредством анализа основного допущения, существуют в действительности, то это будет доказывать, что гипотеза вероятна.

Доказательство гипотезы

Гипотеза превращается в доказанную истину, если удается доказать, что из нее и только из нее одной, вытекает следствие, наличие которого устанавливается опытом.

Такое доказательство можно получить в результате проведения целой серии исследовательских работ.

В рамках одной исследовательской работы признание гипотезы вероятной можно считать достаточным основанием для того, чтобы использовать гипотезу для построения проектов совершенствования объекта исследования. Если выработанные практические рекомендации оказались эффективными и привели к улучшению объекта исследования, то гипотезу можно признать правильной, но доказать ее необходимо входе проведения повторных, контрольных исследований.

Для подтверждения или опровержения гипотез, заложенных в основу концепции процесса исследования можно использовать установленные аналогии.

Установление аналогии позволяет использовать ранее применявшиеся в практике исследования систем управления гипотезы, методы и инструменты исследований.

Аналогично нельзя использовать при исследовании принципиально новых объектов, процессов, ситуаций. При исследовании систем управления должны рассматриваться не менее четырех направлений аналогии:

совокупности объекта прогнозирования и его системы управления и такой же совокупности для объекта, выбранного в качестве аналога;

целей исследования;

реакции внутренней среды на исследовательское воздействие (тест);

реакции внешней среды объекта на изменение состояния объекта исследования.

Аналогии реакции внешней среды и внутренней среды в обоих случаях особенно важны в связи с тенденцией повышения роли человеческого фактора. Это условие может сыграть решающую роль в успех или неудаче исследования.

Возможно установление качественной или количественной аналогии.

Практику может показаться излишним доказывать логические предложения (теоремы) по выводу одних знаний из других. Однако если этого не сделать, то, во-первых, возможна ошибка; во-вторых, останутся сомнения в правильности результатов, полученных без соблюдения формальных правил.

Методы теории распознавания образов при исследовании систем управления могут быть использованы и как самостоятельный прием, и как прием для установления аналогии.

Существует несколько типов задач распознавания образов:

обучение распознаванию образов;

задача сокращения (минимизации) описания;

задачи таксономии (самообучения).

При решении задачи обучения распознаванию образов по некоторому набору признаков с помощью выбранного решающего правила определяют, к какому классу относятся рассматриваемые объекты. По мере исследования, рассмотрения признаков, для каждого объекта вырабатываются некоторые критерии, называемые решающим правилом, которые и позволяют определить принадлежность каждого нового объекта к тому или иному классу с ошибкой, не превышающей заранее заданную.

Задача сокращения описания позволяет из совокупности признаков выбрать те, которые являются наиболее информативными с точки зрения распознавания.

Задача таксономии заключается в том, чтобы в процессе исследования из некоторого множества объектов выделить с помощью заданного правила классы однородных одинаковых объектов.

5. Характеристика структуры затрат на проведение маркетинговых исследований.

Затраты на проведение маркетинговых исследований являются частью общего бюджета компании на маркетинг и рекламу. Можно рекомендовать несколько основных подходов к формированию этого бюджета. Затратный подход. Компания определяет затраты на маркетинг и рекламу как определенный процент в себестоимости продукции. Например, затраты на маркетинг не должны превышать 10% от всех затрат компании. Доля прибыли. Компания выделяет на маркетинг определенную долю прибыли. Например, бюджет расходов на маркетинг и рекламу на следующий период принимается равным 20% прибыли предыдущего периода. Конкурентный подход. Компания ориентируется на конкурентов.

В зависимости от целей и задач. Компания при формировании бюджета ориентируется на конкретные стоящие перед ней задачи. Например, компания в несколько раз увеличивает маркетинговый бюджет при завоевании нового рынка.

Типовая программа расходов по бюджету маркетинговых исследований:

1. Организационные расходы.

1.1. Оплата труда штатных сотрудников отдела маркетинга, занятых в программах маркетинговых исследований.

1.2. Оплата труда внештатных сотрудников отдела маркетинга, занятых в программах маркетинговых исследований.

1.3. Командировочные расходы.

1.4. Накладные расходы.

2. Расходы на проведение маркетинговых исследований.

2.1. Стоимость источников информации.

2.1.1. Подписка на периодические издания и специальную литературу.

2.1.2. Абонирование информационных систем.

2.1.3. Приобретение типовых пакетов информации у специализированных фирм.

2.2. Техническое обеспечение работ.

2.2.1. Приобретение специальных и расходных материалов.

2.2.2. Приобретение специального оборудования.

2.2.3. Оплата услуг специализированных фирм по обработке информации, множительным, полиграфическим и другим работам.

2.3. Оплата консультационных услуг.

3. Заказы на организацию и проведение маркетинговых исследований специализированным фирмам.

6. Характеристика качественных методов получения маркетинговой информации.

Качественные методы – включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Качественные данные могут быть переведены и в количественную форму.

Качественные методы в отличие от количественных носят не стандартизированный характер, измеряют уникальные явления и причинно-следственные связи. С их помощью изучаются глубинные подсознательные мотивы поведения, ценности и установки. Качественные обычно исследования отвечают на вопрос ПОЧЕМУ?

Основные методы качественных исследований включают групповые дискуссии и глубинное интервью, которые проводятся в непринужденной форме. Особенно важны качественные исследования при выводе нового товара на рынок и разработке рекламной компании.

Качественные методы - термин, обозначающий, что в ходе исследования была получена информация, которую невозможно количественно измерить или для анализа которой невозможно применить количественные методы. Всегда гораздо дешевле, чем качественные; помогают выявить скрытые мотивы покупок и поведения людей; позволяет выявить некоторые характеристики, которые могут быть скрыты во время количественного анализа.

Преимущества качественных методов.

· меньшие затраты на проведение;

· помогают выявить скрытые мотивы покупок и поведения людей;

· позволяют выявить некоторые характеристики, которые могут быть скрыты во время количественного анализа.

Виды сбора информации:

· Опрос (интервью и количественные методы (анкета));

· Непосредственное наблюдение - исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, а коммуникации с респондентом остаются на втором плане;

· Эксперимент - это манипулирование независимы и переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные

· Кейсы (иногда выделяется).

7. Использование и возможности Интернет для проведения маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования – это систематический и объективный поиск, сбор, анализ, распространение информации, направленные на решение проблем маркетинга и для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства.

Направления использования Интернет для проведения марк. исследований:

1. сбор вторичной информации (В этом случае источниками могут выступать web-страницы и web-сайты, базы данных, телеконференции и файловые серверы.)

2. сбор первичной информации (интернет-опросы, наблюдение и эксперименты);

Недостатки Интернет:

1) перегруженность ненужной информацией; 2) слабое развитие на территории удаленных от центра России, недоступность многим слоям население;

3) специфика целевой аудитории; 4) нерегулярное обновление информации;

Для получения качественного результата при проведении поиска необходимо соблюдать ряд условий. Основными из них являются контроль полноты охвата ресурсов и достоверности найденной информации.

Осн.источников хранения и орг-ции информации в Интернете:

· файловые серверы

· web-сайты

· телеконференции

· базы даных

преимущества онлайн исследования:

• Экономия времени

• Возможность быстрого получения результатов

• Контроль качества заполнения анкет

• Удобство для респондентов

• Расширенные возможности(фото ит.п)

• Широта географии исследований

Экономия средств

8. Маркетинг инноваций: сущность, содержание и виды маркетинговых инноваций.

Стратегически устойчивое экономическое развитие предприятий в современных условиях невозможно без инновационной деятельности.

Инновация— это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Инновационная деятельность вообще - это деят-ть по преобразова­нию результатов научной и научно-технич. деят-ти в иннова­ции и эффективному их использованию.

Инновационные технологии в маркетинге – это современные рекламные технологии, позволяющие на базе существующих инструментов маркетинга повышать эффективность рекламной кампании за счет инновационных каналов и методов коммуникации.

Роль маркетинга в инновационном процессе: опред-ся тем, будет ли товар удачен. М-г должен сформулировать св-ва товара так, чтобы он был нужен потребителю. Тем самым снижая риски в инновац.процессе.

В маркетинге инноваций инновации разделяют 1) по степени потенциала:

- радикальные инновации - принципиально новые изделия и технологии (редко - абсолютная новизна). Они немногочисленны и, как правило, предусматривают появление нового потребителя и/или нового рынка;

- комбинаторные инновации - новое сочетание уже известных элементов и свойств. Комб. инновации обычно направлены на привлечение новых групп потребителей и/или освоение новых рынков;

- модифицирующие инновации - заключаются в улучшении или дополнении существующих продуктов.

2) В зависимости от природы инновационной идеи:

Технологич. И. и Коммерческая (маркетинговая) И.

3) С точки зрения их происхождения инновации:

-И, втягиваемые спросом, (60-80%, хар-ся более высокими темпами роста и объемами продаж),

- И, вталкиваемые технол. прогрессом, т. е. возникающие в результате НИОКР.(20-40%)

4) инновации изменяющие поведение потребителей –прерывистая инновация. Предполагает, что потребители в той или иной степени прервут, изменят прежнюю стратегию своего поведения. Однако в силу того, что большинство –консервативно, такие инновации достаточно редки

Объектами маркетинга инноваций являются: интеллектуальная собственность, инвестиции, а также средства труда и управления. Главным в маркетинге инноваций является исследование и прогнозирование спроса на новый товар, основанное на доскональном изучении восприятия потребителем новшества и значимых для потребителя качеств, свойств товара.

Инновац. деят-ть предпр.- это деят-ть, напр.на исп-ние и коммерциализацию результатов научных исследова­ний и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совер­шенствования технологии их изготовления с последующим внедрени­ем и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложения­ми в инновации, называется инновационно-инвестиционной.

Объектом инновационной деятельности является разработка тех­ники и технологий предприятий, находящимися независимо от организацион­но-правовой формы и формы собственности на территории России.

Субъекты инновационной деятельности - юридические лица неза­висимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией РФ. Среди субъектов могут быть и инноваторы.

Инноватор - автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Разновидностями основных видов инновационной деятель­ности предприятия могут быть:

а) подготовка и организация производства, охва­тывающие приобретение производственного оборудования и инстру­мента, изменения в них, необходимых для создания нового техноло­гического процесса;

б) предпроизводственные разработки, вклю­чающие модификации продукта и технологического процесса, пере­подготовку персонала;

в) маркетинг новых продуктов, предусматри­вающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок;

г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) при­обретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением в производство продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определе­ния производственных процедур и т.д.

9. Классификация инноваций в системе маркетинга.

Инновация— это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Система маркетинга – комплекс наиболее существенных рын.отношений и информац.потоков, кот.связывают фирму с рынками сбыта ее товаров. (осн.эл-ты: поставщики, конкуренты, посредники, потр-ли)

4 критерия класс-ции инноваций (И):

а) степень новизны для фирмы;

б) природа инн. концепции (характер концепции, на кот. основана И);

в) про­исхождение И;

г) изменение в поведении потребителя И.

а) В зависимости от степени их новизны для фирмы.

Новизна тов. для фирмы Новизна рынка для фирмы
низкая высокая
Высокая Нов. для фирмы тов.Существующие потребители Но.вая продуктовая линия Нов. для фирмы товары. Нов. группы потр-лей.Стратегия диверсиф-ции
Низкая Модернизир. Товары. Существующие потр-ли.След.поколение – усовершенствованные товары Усовершен-ние сущ-щих товаров. Нов. группы потребителей. Расширение сущ. продуктовых линий

Чем дальше фирма вторгается на новую территорию, тем выше стратег. риск. Можно вы­делить следующие четыре уровня риска при выпуске нового товара:

• известный рынок, известный товар: риск минимален, так как фирма полагается на свои отличительные характеристики;

• новый рынок, известный товар: риск имеет в основном коммерческий характер, а успех во многом зависит от маркетингового ноу-хау фирмы;

• известный рынок, новый товар: риск имеет технический характер, успех за­висит от технич.ноу-хау;

• новый рынок, новый товар: риски суммируются, имеются основания для стратегии диверсификации.

Степень новизны И. для фирмы в зависимости от уровня риска

Рынок Товары и технология
Известный Новый
Известный Концентрация Технологический риск
Новый Коммерческий риск Диверсификация

Типологии нов. товаров(по результатам иссл-ния):

товары «мировой новизны» 10 %

товары, новые для фирмы 20 %

расширение существующих продуктовых линий 26 %

усовершенствованные/модернизированные версии существующих товаров 26 %

репозиционированные товары 7 %

товары с более низкой себестоимостью 11 %

Б) В зависимости от природы инновационной идеи:

Технологич. И. - связана с физич. хар-ка­ми товара.

Коммерческая (маркетинговая) И. - связана, в основном, со способа­ми организации, сбыта и коммуникации в процессе коммерциализации товара или услуги.

В) С точки зрения их происхождения инновации:

-И, втягиваемые спросом, т. е. на­прямую отвечающие потребностям рынка (60-80%, хар-ся более высокими темпами роста и объемами продаж),

- И, вталкиваемые технол. прогрессом, т. е. возникающие в результате НИОКР.(20-40%)

Исходящие от рынка И требуют массового маркетинга, а проталкиваемые технологическим прогрессом И - креатив­ного маркетинга.

Таблица - Природа и происхождение инноваций

Природа Инновации Происхождение инновации
рынок Фирма
Технологическая Технологические улучшения Технологические разрывы
Коммерческая Организационные разрывы Прерывистые инновации (прорывы)

. технологические улучшения повышают функциональность товара, не затрагивая поведение пользователя. К этой категории относятся такие инновации, как расширения продуктовой линии, модернизированные или усовершенствованные изделия,

. технологические разрывы - инновации, представляющие собой крупные из­менения в технологиях, но не требующие сколько-нибудь существенных перемен в потребительских или пользовательских привычках

. организационные разрывы - инновации с небольшими технол. изменениями, тем не менее, требующие иного поведения пользователей.

• прерывистые инновации, или прорывы - новые товары и услуги, являющиеся результатом крупных технологических модификаций, значительно изменя­ющие поведение пользователей. Типичные случаи - домашние компьютеры и электронная торговля.

Г) Инновации, изменяющие поведение потребителя:

Изменение Поведения Изменение технологии
незначительное значительное
Незначительное Технологические улучшения Технологические разрывы
Значительное Организационные разрывы Прерывистые инновации

10. Разработка маркетинговых программ по выводу инновационных товаров на рынок.

Маркетинговая программа – часть плана маркетинга, включающая мероприятия по реализации отдельных м-вых проектов (выход на нов.рынки, вывод нов.продукта, рекл.компания и т.п)

Инновация— это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Специалисты отдела м-га должны: дать колич. оцен­ку возм-ти рыночного успеха и разработать альтернативные маркетинговые программы; провести бизнес-анализ возможностей вывода нового товара на рынок; составить прогнозы объемов продаж и сфор­мулировать цели проникновения на рынок при разных объемах маркетингового бюджета. В пределах установленного для планирования периода не­обходимо оценить экономическую жизнеспособность нового товара, а также риск вывода нов. тов. на рынок.

Наши рекомендации