Научный руководитель: к.пс.н., доц. Неумоева-Колчеданцева Е.В
Разработка комплекса внеучебных мероприятий «Уроки добра» для учащихся младших классов
Гавронская К.С. – студентка гр.29ПО-124 ПОНО
Научный руководитель: к.пс.н., доц. Неумоева-Колчеданцева Е.В.
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времен. Формулировалась она по-разному: «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век, а суть духовности, нравственности почти не меняется, то есть то, что нравственный человек должен жить по законам добра, совести, чести, справедливости, быть патриотом своей Родины, уметь любить (в широком смысле этого слова), быть носителем ценностей того общества, в котором он живет, остается прежней во все времена.
Вместе с тем в настоящее время наблюдаются качественные изменения образовательного пространства России. Для начального общего образования приоритетным направлением является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. ФГОСы нового поколения впервые в число планируемых результатов освоения основной образовательной программы относят личностные результаты, в том числе и нравственные качества личности обучающихся.
Первым ввел в педагогическую науку понятие «нравственная компетентность» Г.К. Селевко. Он говорил о том, что нравственная компетентность – это готовность, способность и потребность жить по нравственным законам [24]. Нравственные компетенции относятся к числу личностных результатов общего и основного общего образования и обобщенно формулируются, как «развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам»[4].
Успешность формирования компетенций школьника зависит от ценностно-смыслового контекста образования, его адекватности содержанию компетенций. Большими возможностями в этом плане обладает внеучебная деятельность как располагающая широким спектром занятий, направленных на развитие школьника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (в дальнейшем ФГОС) внеучебная деятельность является неотъемлемой и обязательной составляющей образовательного процесса в школе.
Однако практическая реализация приоритета духовно-нравственного развития личности школьника затрудняется в связи с неразработанностью методического и диагностического инструментария внеучебной деятельности, позволяющего создать в образовательном процессе условия, адекватные задаче развития нравственных компетенций личности.Традиционная ориентация отечественного образования на оценку результата не соответствует динамическому характеру компетенций (формируются и проявляются в процессе деятельности).
Таким образом, противоречие между необходимостью практической реализации приоритета духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточной разработанностью методов и средств развития нравственных компетенций личности актуализирует проблему исследования.
Цель проекта: разработка и практическая реализация комплекса внеучебных занятий, направленных на развитие и оценку нравственных компетенций младшего школьника.
Теоретико-методологической базой исследования являются отечественные и зарубежные теории и психолого-педагогические концепции, освещающие вопросы о компетентности (Дж. Равен, А.К. Маркова, К.М. Левитан), о нравственной компетентности (Г. Селевко), о нравственном развитии (Л. Колберг).
Методы исследования: 1) методы теоретического уровня (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение); 2) методы эмпирического уровня (разработка диагностического инструментария, проведение диагностического обследования, опытно-экспериментальная работа).
Предполагаемый результат:Если комплекс внеучебных занятий, направленных на развитие и оценку нравственных компетенций младшего школьника включает в себя этическую беседу, метод проблемных ситуаций, разработку социально значимых проектов и разрабатывается с учетом актуального уровня и стадий нравственного развития личности ребенка и включает в себя:
1) занятия, направленные на развитие когнитивного компонента нравственной компетентности,
2) занятия, направленные на развитие мотивационно-ценностного компонента нравственной компетентности,
3) занятия, направленные на развитие операционально-технического компонента нравственной компетентности,
то это обеспечивает положительную динамику развития нравственных компетенций личности, что проявляется в ее переходе к 4-й стадии конвенционального уровня нравственного развития.
Практическая значимость: Данная программа может быть использована в практике внеучебной деятельности в условиях общеобразовательных учреждений, отдельные компоненты программы могут быть интегрированы в содержание предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология». В перспективе разработка данной темы может идти по пути дальнейшего отбора содержания и конструирования условий для развития нравственных компетенций младших школьников.
Таблица 1
Тематический план внеучебных занятий «Уроки добра»
Тема «Урока добра» | Нравственные ценности | Методы | Развиваемые компетенции | Время проведения |
«Пес Барбос и все, все, все» | Природа, добро, ответственность, гуманность, милосердие, сострадание, терпимость, справедливость | Этическая беседа | Когнитивный компонент нравственной компетентности | |
«Ты будешь моим другом?» | Проблемная ситуация | Мотивационно-ценностный компонент нравственной компетености | ||
«Кот Матроскин в гостях у ребят» | Проектная деятельность | Операционально-технический компонент нравственной компетентности | ||
«Дорогою добра» | Общественно значимая деятельность | Операционально-технический компонент нравственной компетентности |
Методические разработки внеучебных занятий «Уроки добра»
Занятие № 1. Тема: «Пес Барбос и все, все, все»
Цель: создание условий для развития когнитивного компонента нравственной компетентности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности, любви к животным, внимательного отношения друг к другу и окружающей среде.
Развивающие:
Развитие навыков коммуникативного взаимодействия, самоанализа, умений формулировать и высказывать свою точку зрения
Основной метод: этическая беседа
Основное содержание занятия
Учитель рассказывает притчу: Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Ответы учащихся на вопросы: О чем эта притча? Какие эмоции она у вас вызывает? Кто здесь прав и почему? Как бы поступили Вы?
Худое, изможденное туловище и озлобленный, недоверчивый взгляд — вид бездомного животного знаком, к сожалению, всем. Кто-то прячет глаза, кто-то, не в силах пройти мимо, подкармливает бедолагу, а кто-то и вовсе может отпихнуть несчастного в сторону, не проявляя к нему ни капли сочувствия. Мы не беремся говорить, что из этого правильно — каждый поступает в силу своего воспитания и мировосприятия.
Всему виной безответственность. Тема бездомных и безнадзорных животных не обошла ни одну страну — есть эта проблема и в России. Более того, если крупные города как-то борются с бродячими животными, то в небольших поселениях все, как правило, пущено на самотек.
Так откуда же берутся бездомные животные на улицах города? Виной всему человек. Помните, как говорил де Сент-Экзюпери в своем "Маленьком принце" — именно мы в ответе за тех, кого приручили. И если вы завели дома собачку или кошечку, то вы несете ответственность за них.
Наша с Вами цель на оставшееся время – научиться чувствовать сердцем. Я Вам предлагаю просмотреть пару видеороликов, которые так или иначе найдут отклик в Вашей душе.
Просмотр социальной рекламы о бездомных животных
Реквизит: видеоролики, проектор.
Занятие № 2. Тема: «Ты будешь моим другом?»
Цель: создание условий для развития ценностно-мотивационного компонента нравственной компетентности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание ответственности за свое поведение
Развивающие:
Формирование критического мышления, чувства долга и ответственности; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры
Основной метод: проблемная ситуация
Основное содержание занятия
Эпиграф на доске:
Однажды я встретил бездомную кошку: «Как ваши дела?
- Ничего, понемножку…
- Я слышал, что вы тяжело заболели…
- Болела…
-Так значит лежала в постели?
- Лежала на улице много недель… Бездомной мне некуда ставит постель.
- Подумал я: Странно, что в мире огромном не места собакам и кошкам бездомным…»
Выразительное чтение стихотворения
Дачники | |
Брызгая лужами у ворот, Ветер мчит босиком по улице. Пригорок, как выгнувший спину кот, Под солнцем в сонной дремоте щурится. Радость взрослых и детворы! Долой все задачи и все задачники! Да здравствуют лодки, грибы, костры! И вот из города, из жары С шумом и грохотом едут дачники. Родители любят своих ребят, И, чтобы глаза малышей блестели, Дарят им кошек, птенцов, щенят, Пускай заботятся и растят. Хорошему учатся с колыбели! И тащат щенята с ранней зари С хозяев маленьких одеяла. Весь день раздается: - Служи! Замри! – Нет, право же, что там ни говори, А добрых людей на земле немало! Ветер колючий листву сечет И, по-разбойничьи воя, кружит, Хлопья седые швыряет в лужи И превращает их в ломкий лед. Сады, нахохлившись, засыпают, В тучи закутался небосклон. | С грохотом дачники уезжают, Машины, простудно сопя, чихают И рвутся выбраться на бетон. И слышат только седые тучи Да с крыш галдящее воронье, Как жалобно воет, скулит, мяучит На дачах брошенное зверье. Откуда им, кинутым, нынче знать, Что в час, когда месяц блеснет в окошке (Должны же ведь дети спокойно спать!), Родители будут бесстыдно лгать О славной судьбе их щенка иль кошки. Что ж, поиграли - и с глаз долой! Кончилось лето, и кончились чувства. Бездумно меняться вот так душой – Непостижимейшее искусство! А впрочем, "звери" и не поймут, Сердца их все с тою же верой бьются, Они на крылечках сидят и ждут, И верят, глупые, что дождутся... И падает, падает до зари, Как саван, снежное покрывало... Конечно же, что там ни говори, А "добрых" людей на земле немало! Автор: Эдуард Асадов |
Анализ стихотворения
- Ребята, какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
- О чем оно?
- Какую причину появления бездомных животных раскрывает автор?
- Как вы думаете, а по каким еще причинам животные оказываются бездомными? (Составление списка причин или уже готовый, приготовленный учителем)
- Давайте сделаем так, чтобы бездомных животных стало меньше?! Давайте подумаем, как возможно решить данную проблему исходя из причин
Дети придумывают решение обозначенных ранее проблем, которые затем озвучиваются и обсуждаются в ходе дискуссии.
Реквизит: проектор, презентация
Занятие № 3. Тема: «Кот Матроскин в гостях у ребят»
Цель: создание условий для развития операционально-технического компонента нравственной компетентности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание стремления к творчеству, новаторству
Развивающие:
Развитие умения осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом
Основной метод: проектная деятельность
Основное содержание занятия
Рассказ учителя
На прошлом занятии нам удалось поразмыслить над тем, а как же решить проблему бездомных животных. Скажите, кто-нибудь из вас слышал о группах помощи бездомным животным? Какие группы вы знаете? (Ответы учащихся)
В Интернете на самом деле есть множество групп, которые объединены общей целью – помогать животным, которые оказались в опасности. А кто может рассказать о том, как они работают? (Ответы учащихся)
Как я вижу, многие из вас уже знакомы с данным способом помощи, но давайте разберемся поподробнее.
Существует две разновидности групп: добровольческие и официально зарегистрированные. Вторых меньше, к ним относится «Благотворительный фонд помощи бездомным животным: Горячая линия «Потеряшки», общество защиты животных на базе приюта «Лучший друг». К первым относятся группы: «Счастливый кот», «Право на жизнь», «ЖиВи», «Кот Матроскин» и др. менее известные группы.
Да-к, а как они все-таки работают? У большинства групп есть своя ГЛ, на которую поступают звонки с просьбами о помощи животному. Звонки отсеиваются куратором ГЛ и информация передается куратором соответствующего направления.
Куратор направления общается с людьми, узнает их возможности и подробное состояние животного (с фото). Затем ищется передержка и финансовой сопровождение. Передержка – это временный дом для животного. Каждое животное проходит ветеринарный осмотр, обрабатывается от паразитов и выставляется на пиар. Пиаром (т.е. пристройством) животных так же занимаются отдельные люди, кураторы. Что в себя включает пиар? Качественные фото, написание красивого текста-характеристики, размещение по Интернет-доскам объявлений и расклейка объявлений по городу.
В принципе, все достаточно просто. Можете ли помочь Вы? Конечно! Заниматься пиаром животных можно с достаточно раннего возраста, а еще проще - никогда не проходить мимо и сообщать старшим о случившейся беде. Для этого необходимо знать номера ГЛ.
«Потеряшки» - 94 55 66
«Право на жизнь» - 8-908-8-76-10-20
«ЖиВи» - 96-03-03
«Счастливый кот» - 89123943847, куратор Людмила
«Кот Матроскин» - 90-31-30
«Общество защиты животных» - 388 990
Чтение «письма»
Кстати, вчера вечером я получила письмо от кота Матроскина. В сентябре он создал свою группу, в которой объединил людей, желающих помочь бездомным кошкам. И теперь он просит нашей помощи: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я совсем недавно создал свою группу и о ней знает слишком мало народу, а значит и помощи мало. Не могли бы Вы мне помочь? Как? – Просто! Необходимо создать рекламные листовки, образец прилагается. Не забывайте и про номер горячей линии, на который нам звонят, чтобы сообщить о кошке, которая попала в беду. Очень на Вас надеюсь! Спасибо!» (Текст на слайде, зачитывается учителем. На следующем слайде образец листовок).
Ну что, мы сможем помочь? А давайте!
Работа по группам
Учащиеся делятся на группы по 4 человека, на столах лежат заранее приготовленные учителем листы, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. Задача ребят – разработать макет рекламной листовки.
Защита рекламных листовок
Все варианты листовок запаковываются в конверт и «отправляются» коту Матроскину.
Реквизит: проектор, презентация, карандаши, фломастеры, листы белой бумаги, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы.
Занятие № 4. Тема: «Дорогою добра»
Цель: создание условий для развития операционально-технического компонента нравственной компетентности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать потребность в активной социально значимой деятельности, любовь и сострадание к животным
Развивающие:
Формирование чувства долга и ответственности; развитие эмоционально-нравственной сферы
Основной метод: социально-значимая деятельность
Основное содержание занятия
Слова учителя
Ребята, кот Матроскин передавал огромное спасибо, ему понравились все ваши листовки. Он прислал конечный вариант листовок и попросил раздать их прохожим, чем мы с вами сегодня и займемся. Но путь у нас будет не простым, мы с вами посетим приют «Лучший друг», где сможем погладить кошечек и погулять с собачками, которым так не нравится сидеть в вольерах.
Поход в приют
По окончанию пребывания в приюте учитель задает ученикам вопросы: Вам понравился приют? Вы узнали что-то новое? Пришли бы вы сюда еще раз?
Реквизит: лакомства для собак и кошек, распечатанные листовки