Вы хотите сказать, что есть разница в самой цели учебного процесса?
Сквозняк перемен в российских школах
Когда мы вспоминаем свою школу, на ум приходит нечто родное, знакомое, непоколебимое. Вопрос в том, узнаем ли мы то родное место, придя в свою школу спустя несколько лет? Что же изменилось за эти годы?
Вооружившись диктофоном, блокнотом и ручкой, я отправилась в школу, чтобы взять интервью у одного из своих бывших учителей – преподавательницы по математике, Верижниковой Татьяны Юрьевны. Ведь кто, как не учитель математики, может рационально обдумать и увидеть всю картину происходящих изменений в учебном процессе!
Здравствуйте, Татьяна Юрьевна. Помните меня?
- Здравствуй, Ксюш, конечно помню! – по-матерински теплым голосом поприветствовала меня преподавательница. - Несмотря на огромный поток учеников, ежегодно через нас проходящих, нам все равно каким-то образом удается запомнить всех и каждого. Чем обязана таким неожиданным визитом?
Я бы хотела задать вам несколько вопросов для студенческой газеты по поводу изменений в учебном процессе. Можно?
- Всегда рада помочь, - улыбнулась Татьяна Юрьевна.
Если говорить об изменениях в системе образования, первое, что приходит на ум – ЕГЭ. Скажите, как вы относитесь к этой форме сдачи экзаменов?
- Я считаю, что независимая проверка знаний нужна, это хорошо. То есть саму суть ЕГЭ я одобряю. Но, честно говоря, пока не верится в равные условия для всех. Зачастую разные ученики сдают в разных условиях. И их результаты могут разительно отличаться. Не потому, что знания разные, а потому, например, что наблюдавшая за Петровым Мария Ивановна была добрая, а Иван Иванович, следивший за Сидоровым, был строг. Эта необъективность зависит от человеческого фактора или из-за нарушений.
- Но говорят же, что планируется установка видеонаблюдения в кабинетах, а количество экспертов будет увеличено. И на роль этих экспертов будут приглашать независимых людей, не имеющих отношения к школе.
- Не думаю, что это поможет. Опять же, за этими камерами будет сидеть человек, а если его хорошо попросить, то он от камер может отвернуться, - хитро подмигнула женщина.
Как вы относитесь к ЕГЭ по гуманитарным предметам?
- Больше половины учителей согласятся, что проверить в форме теста такие предметы, как история и литература, очень трудно. В целом, я не представляю, как историю можно засунуть в тесты! – нахмурила Татьяна Юрьевна брови. - Поэтому я считаю, что все равно формы сдачи экзаменов должны быть разными. Но для математики ЕГЭ очень даже подходит.
Понятно, а как вы к ЕГЭ подготавливаете?
- Как ни стараемся мы обучать своему предмету, все равно невольно идет натаскивание. Потому что без натаскивания не сдадут они у нас ЕГЭ. Как бы глубоко мы им не объясняли предмет, пока они не решат сотню похожих заданий, они ничего не сдадут. Конечно, более понимающие и опытные учителя как-то находят возможность даже среди тестов хоть чуть-чуть оставить академическую сторону своего предмета. Но большинство преподавателей сводят процесс обучения к простому решению однотипных тестов.
А какое изменение вы считаете самым важным?
- Сама задача преподавателя изменилась.
Вы хотите сказать, что есть разница в самой цели учебного процесса?
- Безусловно, да, - оживленно начала учительница. - По результатам исследований навыков школьников и студентов «PISA», проводившихся 5-10 лет назад, российские ученики совершено не умели понимать прочитанное. То есть они имели навыки чтения, однако неправильно понимали прочитанное, либо совсем не понимали, не видели главного в тексте. И беда старой методики образования в том, что ученикам давали какие-либо конкретные алгоритмы, знания, а применять эти знания ученики не умели. Сейчас же перед учителями стоит цель научить применять знания в конкретных жизненных ситуациях. Проще говоря, теперь мы должны не делиться информацией, а обучать способам действий. Ребята должны научиться сами выбирать и перерабатывать информацию.