Упражнение № 3 «Что такое сотрудничество?».
Тренинг: " Сотрудничество в поликультурной среде".
Продолжительность тренинга: 80-90 минут.
Контингент: учащиеся 8-9 классов.
Количество участников в группе: 15-20 человек.
Цель тренинга: развитие навыков сотрудничества.
Задачи:
• сформировать представление о сотрудничестве как одной из форм эффективного взаимодействия;
• сформировать представление об эффективном общении в рамках сотрудничества;
• познакомить участников с понятием конфликта и способами его разрешения;
• создание сплоченной группы;
• обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта;
• отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
• тренировка коммуникативных навыков;
• формирование навыков совместной деятельности.
Ход тренинга.
Упражнение №1 «Приветствие».
Время проведения: 5-7 минут.
Цель: Введение в атмосферу тренинга, сплочение группы, знакомство с правилами тренинга.
Инструкция. Здравствуйте, мы рады вас всех видеть. В начале нашего занятия мы должны поздороваться. И поэтому пусть каждый по цепочке скажет по одному слову, чего он ждет от тренинга.
А теперь давайте познакомимся с правилами тренинга.
Упражнение №2 «Карандаши».
Время проведения: 10 минут.
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Инструкция:
Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.
— Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
— Присесть, встать.
— Шагнуть вперед, поднять руки.
— Держать карандаш мизинцами.
— Выполнить упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение:
• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
• На что ориентироваться при выполнении этих действий?
• Как установить необходимое взаимопонимание?
Ведущий:
Наш тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Мозговой штурм.
Упражнение № 3 «Что такое сотрудничество?».
Время проведения: 20 минут.
Цель: разобраться в понятии «сотрудничество»; сплочение группы.
Инструкция:
Сейчас мы с вами рассмотрим понятие «сотрудничество», но сначала я бы хотела прочитать вам и обсудить одну притчу, которую прочла недавно в одной книге. Слушайте внимательно, и пока я буду читать, подумайте, о чем она, какую мысль в себе несет.
Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше
— у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой.
Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:
— Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек — а здесь люди этими же ложками кормят друг друга».
Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы:
Вопросы:
• Что такое «сотрудничество»?
• Список качеств, необходимых для сотрудничества.
• Список умений, необходимых для сотрудничества.
• Цели сотрудничества.
Вместе с участниками ведущий составляет ромашку, где сердцевина — это слово «сотрудничество», а лепестки — то, что в него входит.