Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО, особенно больших могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным табл. 4.
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения
Х = , (11)
где Т – общий годовой объем работ СТО, чел.-ч;
φ – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (φ = 1,15);
Кп – доля постовых работ в общем объеме (0,75…0,85);
Драб.г – число рабочих дней в году;
Тсм – продолжительность смены;
С – число смен;
Рп – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту
(Рп = 0,9…1,1);
ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (ηп = 0,9).
Для нашего примера
Х = 14 рабочих постов.
Таблица 4 – Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91)*
Вид работ | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов | Распределение объема работ по месту их выполнения | |||||
до 5 | от 6 до 10 | от 11 до 20 | от 21 до 30 | свыше | на рабо-чих постах | на произ-водствен-ных участках | |
Диагностические | - | ||||||
ТО в полном объеме | - | ||||||
Смазочные | - | ||||||
Регулировочные по уста-новке углов управляемых колес | - | ||||||
Ремонт и регулировка тормозов | - | ||||||
Электротехнические | |||||||
По приборам системы питания | |||||||
Аккумуляторные | |||||||
Шиномонтажные | |||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | |||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | ||||||
Окрасочные | - | - | |||||
Обойные | - | ||||||
Слесарно-механические | - | - | |||||
Уборочно-моечные | - | - | - | - | - | - | |
Противокоррозионные | - | - | - | - | - | - |
* Распределение объема работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании
Используя данные табл. 4 (колонка от 11 до 20 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл. 5).
Таблица 5 – Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Вид работ | Распределе-ние объема работ ТО и ТР по видам | Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения | ||||
на рабочих постах | на произ-водственных участках | |||||
% | чел.-ч | % | чел.-ч | % | чел.-ч | |
Диагностические | - | - | ||||
ТО, смазочные | - | - | ||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | - | - | ||||
Ремонт и регулировка тормозов | - | - | ||||
Электротехнические | ||||||
По приборам системы питания | ||||||
Аккумуляторные | ||||||
Шиномонтажные | ||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||||||
Кузовные и арматурные | ||||||
Окрасочные | - | - | ||||
Обойные | ||||||
Слесарно-механические | - | - | ||||
Итого | - | - |