Тема 7. Коммуникативное обучение иностранным языкам
Цель – формирование коммуникативной компетенции.
Компоненты коммуникативной компетенции (задачи):
- лингвистический;
- социолингвистический;
- дискурсивный (связность, логичность, организация высказывания);
- компенсаторный;
- социолкультурный;
- социальный;
Основоположником коммуникативного метода является Скалкин, продолжатели Пассов, Маслыко и др.
Основные черты коммуникативного метода:
- практическая направленность обучения иностранному языку (основные практические умения – устная речь и чтение). Письмо выступает как средство обучения, но есть и цели обучения письму, однако они занимают второй план.
- коммуникативно-деятельностная основа процесса обучения ин. яз. (использование условно-речевых и речевых упражнений);
- дифференцированный подход в обучении (интересы, возраст, свойства учащихся – следовательно различные приемы , упражнения).
- всемерная интенсификация процесса обучения.
Особенности коммуникативного метода:
Основное понятие метода – коммуникативность. Она заключается в подобии процесса обучения процессу коммуникации.
1) деятельностный характер речевого поведения общающихся, который должен воплотиться:
а) в коммуникативном поведении учителя как участника процесса общения и обучения;
б) в коммуникативном (мотивированном, активном) поведении ученика как субъекта общения и учения;
2) предметность процесса коммуникации, которая должна быть смоделирована ограниченным, но точным набором предметов обсуждения (в рамках проблем);
3) ситуации общения, которые моделируются как наиболее типичные варианты взаимоотношений общающихся;
4) речевые средства, обеспечивающие процесс общения и обучения в данных ситуациях (их наличие и организация); реальная система этих средств подлежит моделированию в упрощенную, но выполняющую те же функции, хотя и меньшими средствами, систему.
Коммуникативность предполагает речевую направленность процесса. Путь к достижению практических целей есть практической использование языка.
Речевая направленность – и цель и средство обучения. Она предполагает оречевленность упражнений, т.е. степень подобия упражнения речи, когда есть коммуникативная задача и осуществляется определенное речевой влияние на собеседника.
Речевая направленность возможна лишь при наличии речемыслительной активности учащихся. Задача учителя – организация речевого партнерства, которое невозможно без речевого поведения учителя.
Основные принципы коммуникативного метода.
- Речевой направленности:
- речевая практика – средство обучения говорению;
- упражнения должны быть оречевленными (наличие речевой задачи и речевого партнера);
- речевая (речемыслительная) активность (свое собственно отношение к происходящему, к сказанному);
- материал урока должен быть ценным с коммуникативной точки зрения;
- урок должен носить речевой характер;
Он проявляется:
а) в постановке речевой цели;
б) в формах организации урока;
в) в речевом и неречевом поведении учителя.
- Индивидуализации:
- индивидная (учет природных свойств, способностей, задатков);
- субъектная (учет способов овладения материалом, определенных приемов работы, индивидуального стиля деятельности);
- личностная (учет жизненного опыта, сферы интересов, мировоззрения, статуса личности в коллективе)! – первична, т.к. появляется внутренняя активность.
Индивидуализация – главное средство создания мотивации и активности для коммуникативного метода.
- Функциональности: любая речевая единица, языковая форма выполняет в процессе коммуникации определенные функции. Согласно этому, нужно строить обучение без отрыва формы от выполняемой функции.
- Ситуативности. Ситуация – это не только совокупность экстралингвистических обстоятельств, но и система взаимоотношений собеседников, отраженная в сознании.
Ситуативность – соотнесенность высказывания с этими взаимоотношениями. Она способна воссоздать коммуникативную реальность и тем самым возбуждать интерес подлинностью говорения.
- Новизны (обеспечивает гибкость речевых навыков, необходимое развитие речевых умений, в частности его динамичности, способности перефразировать, механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи, стратегии и тактики говорящего).
Продукт этого принципа – возникновение интереса к изучению иностранного языка.
Новизна бывает:
- форм уроков (избегать стандартов и шаблонов в обычных формах уроков);
- содержания материала (использование только информационного материала);
- видов работ (не перегружать новыми видами работ);
- приемов работы;
- речевых партнеров;
- форм работы (классн., внеклассн., кружки, факультатив)
- ТСО и иллюстративной наглядности.