Некоторые тенденции штатных корректировок

Необычность, непредсказуемость избирательного процесса ставит порой перед менеджером ИК необходимость вносить по ходу кампании некоторые коррективы в традиционное штатное расписание избирательного штаба.

На изменение традиционного подхода к этому вопросу влияют и тенденции развития процесса, проявившиеся в последние годы.

Юридическая служба

Возьмем хотя бы такой вопрос как правовое сопровождение избирательной кампании. Еще лет пять назад привлечение профессионального юриста в избирательную кампанию было желательным, но не обязательным условием успешной работы штаба. Более или менее грамотный менеджер в большинстве ситуаций вполне обходился и без него. Сегодня в условиях, когда в реестре черных технологий все большее место занимают приёмы, направленные на выбивание конкурентов из выборного марафона с помощью юридических придирок и специально организованных провокаций, когда подкуп членов избирательных комиссий и судей приобрел устрашающий размах и ведется почти в открытую, - без грамотного юриста, работающего в штабе на постоянной основе, просто не обойтись.

Для опытного менеджера ИК должно быть обыденным соблюдение следующих правил.

Ни одному документу, подготовленному штабом (листовка, инструкция, статья в газете, заявление в избирательную комиссию и пр.), не даётся официального хода без визы юриста.

Юрист в статусе доверенного лица кандидата присутствует на всех заседаниях окружной комиссии. Он непременно представляет интересы кандидата в суде.

Юрист оценивает с позиции перспективности судебного обжалования или опротестования добытые штабом агитационные материалы конкурентов и документы об их сомнительных с точки зрения законодательства действиях. В случае необходимости он готовит соответствующие жалобы, обращения, иски и отстаивает их в избирательной комиссии и суде. И.т.д. Одним словом, без юриста – никуда!

Похоже, я не только перечислил три правила, но и сказал настолько банальные вещи, что у читателя может возникнуть некоторое отторжение: не уважаешь, мол!...

Уважаешь – не уважаешь, разве дело в этом?

Дело в том, что чаще всего кандидат привлекает в кампанию «своего» юриста (юриста, работающего у него на предприятии), не освобождая его от прежней рутины. И каждый раз приходится, что называется, с боем отвоевывать этого специалиста у предприятия. Не всегда и не у каждого менеджера это получается.

И поверьте, отсутствие полноценного юриста иногда роковым образом сказывается на кампании.

Служба СМЕРШ

СМЕРШ – аббревиатура от «смерть шпионам!». В годы Великой Отечественной войны - советская армейская контрразведка. В избирательных штабах – служба безопасности и контрпропаганды, своего рода ваша спецслужба.

Опытным бойцам электоральных войн наверняка приходилось сталкиваться с «засланными казачками», с перекупщиками листовок, с необходимостью участвовать в листовочных войнах, налаживать личную охрану кандидата и ведущих сотрудников избирательного штаба. Перед каждым менеджером кампании остро стоят задачи добывания информации из конкурирующих штабов, отслеживания и нейтрализации враждебных акций и PR-технологий. А собственные так называемые спецпроекты кампании (черные листовки, вброс компромата и пр.)?

По ходу изложения «технологичных» глав книги я не раз буду обращаться к данной теме, показывая на примерах необходимость этой специфичной службы избирательного штаба, давая некоторые рекомендации по направлениям работы СМЕРШа.

Здесь же я хочу лишний раз подчеркнуть следующее.

Избирательная кампания – это ведение войны на электоральном поле боя, и как в каждой войне, без разведки и контрразведки здесь не обойтись. Если против вас работает кандидат партии власти, т.е. задействован административный ресурс, можете не сомневаться, что уже на стадии формирования штаба ведется работа по внедрению в ваши ряды агентуры конкурента. Успешно бороться с этим под силу только специалистам в области ОРД - оперативно-розыскной деятельности. Это – целая наука, одна из ведущих дисциплин в вузах МВД и ФСБ.

Поэтому совет: не забывайте про службу безопасности. А руководителя своего СМЕРШа подбирайте из бывших оперативников спецслужб. Дилетантов эта работа не терпит.

Контактная служба

Во время любого мероприятия оргмассового направления избирательной кампании агитаторы и актив входят в контакт с избирателями, агитируют их, пытаются вызвать симпатии к кандидату. При грамотно построенной работе любой такой контакт они должны постараться зафиксировать, т.е. записать координаты избирателя, необходимые для повторного контакта, и передать эти сведения в контакную службу штаба.

Контакная служба эту информацию собирает, систематизирует, и затем определяет, кого из зафиксированных, когда и в какой форме надо адресно «коснуться»: послать письмо, позвонить, направить агитатора. Служба определяет, какие из «касаний» она делает сама, на что надо нацелить агитаторов, на что группу обеспечения встреч кандидата с избирателями и т.д. Рекомендации службы берутся в основу схемы работы штаба по адресной рассылке (разноске) агитационных материалов.

Штатная численность службы определяется с учетом установки кампании. Напомню, что установка ИК – это обязательный элемент стратегического планирования кампании; она обозначает расчетное число голосов избирателей, минимально необходимое для гарантированной победы кандидата на выборах. Кроме того, на определение штатной численности службы влияют интенсивность ведения агитационной работы штаба, ресурсные возможности кампании.

В любом случае в составе службы должны быть:

операторы компьютера, владеющие Microsoft Excel, которые осуществляют занесение сведений об избирателях в компьютер и фильтрацию этих сведений,

аналитик, выдающий рекомендации по «касаниям» другим подразделениям штаба,

собственно контакники, обеспечивающие преимущественно телефонные «касания».

Всю необходимую информацию о контакной службе и вообще о системе организации адресных «касаний» избирателей вы прочтете в главе 11.

4.3. «ФАНЕРНЫЕ» ШТАБЫ И СТРУКТУРЫ

В заключение главы - немного о так называемых фанерных штабах и структурах или попросту «фанерках».

Очень часто помимо основного штаба кандидата приходится создавать структуры, которые, фактически работая на того же кандидата, никак этого не обозначают. Более того, связь между «фанеркой» и штабом кандидата чаще всего тщательно скрывается, маскируется, да так, что даже сотрудники «фанерки», за исключением одного-двух посвященных, занимающих руководящее положение в структуре, порой не догадываются, что их деятельностью управляют из основного штаба. Естественно, что и в основном штабе о фанерной структуре знают единицы – только те, кому это положено знать, что называется, по долгу службы.

Приведу три типичных примера фанерных структур.

Иногда «фанерка» – это штаб кандидата-подставы, которого команда основного кандидата выставляет, чтобы ослабить позиции сильного конкурента. Подстава в таких случаях «пашет» на том же поле, что и конкурент, стремясь растащить голоса его базового электората. Именно подстава ведет так называемую негативную кампанию против сильного конкурента, т.е. кампанию на подавление последнего, обрушивая на него жесткую, а иногда и запредельную критику и позволяя основному кандидату оставаться «в белых перчатках».

Иногда «фанерка» – это заранее созданная, но спящая до поры, редакция «независимой» газеты, которая просыпается к выборам, чтобы помогать кандидату раскручивать положительный имидж и гасить соперников.

Впрочем, принцип опережающего создания «фанерных» газет на практике часто не соблюдается. Некоторые из них регистрируются чуть ли в день объявления выборов и сразу же начинают вести себя разнузданно по отношению к «заказанным» кандидатам. После выборов они прекращают своё существование.

Иногда «фанерка» – это параллельный штаб кандидата, отрабатывающий засекреченные спецпроекты по дискредитации конкурентов. И т.д.

Следует отметить, что в ряде случаев, в частности, в первом из приведенных примеров, приходится создавать почти полномасштабный штаб, план-график которого плотно увязывается с планом-графиком штаба основного кандидата.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Наши рекомендации