Сущность информационных систем менеджмента.
Информационная система (ИС) — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Структура информационной системы:
¾ информационное обеспечение - своевременное формирование и выдача достоверной информации;
¾ техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы;
¾ математическое программное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников между собой в процессе разработки эксплуатации информационной системы;
¾ правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус, функционирование информационной системы. Главная цель - укрепление законности (указы, законы, постановления государственной власти);
¾ программное обеспечение - специальные программы, рассчитанные на выполнение определенных задач.
Информационную систему менеджмента (ИСМ) некоторые понимают как синоним ИС, другие - как четко регламентированную систему поставки стандартных отчетов.
В современной системе знаний о менеджменте и об ИС термин "информационная система менеджмента" понимается расширенно - как круг разнообразных ИС, которые обеспечивают менеджерам эффективное принятие решений относительно развития управляемого объекта.
Целью ИСМ является эффективное принятие решений менеджерами относительно развития управляемого объекта.
ИСМ - это более мобильная система, которая позволяет менеджерам свободно и оперативно, на своем рабочем месте, использовать, в зависимости от ситуации, специальные средства проектирования альтернатив решения.
Особый статус ИС в менеджменте был осознан в 1970 годах, в связи с возникновением концепции систем поддержки принятия решений (СППР),
Информационные системы менеджмента создаются на основе изучения технологии принятия решений с использованием методологии системного подхода. Концептуальным фундаментом здесь служит модель принятия решений Г. Саймона.
Процесс принятия решений по Г. Саймону имеет три стадии: информационную, проектную, а также стадию выбора.
ü На информационной стадии исследуется среда, определяются события и условия, требующие принятия решений.
ü На проектной стадии разрабатываются и оцениваются возможные направления деятельности (альтернативы).
ü На стадии выбора обосновывают и отбирают определенную альтернативу, организуя слежение (мониторинг) за ее реализацией.
Отдельные стадии процесса могут многократно повторяться, если менеджер не будет удовлетворен собранной информацией или результатами ее обработки.
Информационные системы менеджмента (ИСМ) — это компьютерные системы,
обеспечивающие необходимую информацию и поддержку принятия управленческих
решений. Так же как операционные ИС, они включают в себя программное и аппаратное обеспечение плюс человеческие ресурсы. Когда менеджеру отдела производства необходимо принять решение о производственном графике, ему, к примеру, требуются данные об ожидаемом количестве заказов. Прогноз составляется на анализе тенденции развития рынка, уровне запасов, численности сотрудников различных специальностей. Все эти данные призвана обеспечить ИСМ.
Распространенной формой такой системы являются информационные системы
отчетности, обеспечивающие менеджеров и участвующих в управлении сотрудников необходимыми для принятия повседневных решений отчетами.
Системы поддержки принятия решений — это интерактивные компьютерные ИС, в которых используются различные модели принятия решений и специализированные
базы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятие решений сотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям
определенным образом ставить ряд вопросов типа «что, если», получая в
интерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации варианты
действий.
Информационные системы исполнительного руководства облегчают принятие стратегических решений на высшем уровне управления. Используемое в них
программное обеспечение обеспечивает доступ пользователей к большим массивам комплексных данных, предоставляет возможности их анализа и представления. Такие системы предоставляют высшему менеджменту возможность быстрого доступа к
необходимой внутренней и внешней информации, способствуют идентификации
проблем и рассмотрению возникающих в связи с ними ситуаций.