Составление списка сведений, подлежащих рассмотрению комиссией организации (предприятия)
Общие положения
1.1. Настоящая методика предназначена для экспертов – руководителей организаций и (или) сотрудников ответственных за обеспечение безопасности конфиденциальной информации, а также сотрудников служб безопасности, создаваемых в организациях и предприятиях при подготовке предложений о включении соответствующих категорий сведений в проект Перечня сведений, составляющей коммерческую тайну организации (предприятия) (далее Перечень).
1.2. Содержащиеся в Методике положения направлены на обеспечение единого подхода к определению сведений, составляющих коммерческую тайну, и повышение обоснованности принимаемых по этому вопросу решений. Методика позволяет в дальнейшем динамично пересматривать Перечень в зависимости от изменений политики и целей организаций, научно-технического прогресса в мире и стране.
1.3. Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, производится для установления и последующего нормативного закрепления в Перечне, сведений которые подлежат защите с применением мер режимного и правового характера в целях предотвращения нанесения ущерба экономическим, стратегическим интересам организации (предприятия).
Основные понятия
2.1. Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
2.2. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. К которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;
2.3. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;
2.4. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
2.5. При засекречивании сведений и отнесении их к коммерческой тайне необходимо кроме ущерба экономическим интересам учитывать затраты на обеспечение режимных мероприятий и возможные потери от ограничений в использовании информации в интересах организации (предприятия).
2.6. Также при засекречивании необходимо учитывать перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне в соответствии со статьей 5 Федерального Закона Российской Федерации от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее ФЗ №98).
2.7. Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, заключается в рассмотрении экспертами целесообразности засекречивания сведений, выборе одного из возможных вариантов решения о степени их секретности и его обосновании.
В результате экспертной оценки рассматриваемые сведения могут быть отнесены к одной из следующих категорий:
· коммерческая тайна;
· не относящиеся к коммерческой тайне, но подлежащие защите мерами режимного характера
2.8. Работа по созданию Перечня должна включать следующие этапы:
1 этап – составление предварительного перечня сведений, содержащих служебную или коммерческую тайну, для структурных подразделений (отделов, служб) организации;
2 этап – определение возможного ущерба, наступающего в результате несанкционированного распространения сведений, включаемых в Перечень;
3 этап – определение преимуществ открытого использования рассматриваемых сведений по сравнению с закрытым;
4 этап – определение затрат на защиту рассматриваемых сведений;
5 этап – принятие решения о включении сведений в окончательный вариант Перечня;
6 этап – составление обобщенного Перечня и рассмотрение его на заседании экспертной комиссии;
7 этап – оформление результатов работы по формированию Перечня.
2.9. В своей работе комиссия руководствуется законодательными актами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок установления степени секретности сведений и разработки Перечня.
Составление списка сведений, подлежащих рассмотрению комиссией организации (предприятия)
3.1. В целях более полного и точного выявления сведений, которые должны быть отнесены к коммерческой тайне, комиссия составляет список сведений, подлежащих рассмотрению комиссией. В него включаются сведения в соответствии с пунктом 2.2 настоящей Методики.
3.2. Рассмотрению комиссии подлежат все относящиеся к деятельности организации (предприятия) сведения, которые не предусмотрены статьей 5 Федерального Закона Российской Федерации от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее ФЗ №98).
3.3. В список сведений, могут быть внесены сведения, отвечающие следующим критериям:
· выигрыш во времени для предприятия в сравнении с конкурирующими фирмами;
· уникальность разработки;
· новизна (новая функция потребления, новая технология, применение в новых областях);
· преимущества в технико-экономических характеристиках товара перед изделиями конкурента;
· оригинальное применение материалов, технологий;
· преимущества в ценовой конкуренции;
· значительные трудозатраты в получении информации;
· монополии предприятия на информацию по данному направлению производственно-коммерческой деятельности;
· степень очевидности использования информации конкурентами в случае ее опубликования;
· перспективы самостоятельного получения сведений, закрываемых конкурентами, и в какие сроки;
· появление возможности выхода на международный рынок;
· степень влияния на формирование у потребителя положительного представления о фирме;
· возможность обеспечения сохранности на предприятии информации в случае ее отнесения к коммерческой тайне.
При составлении указанного списка целесообразно использовать ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию, и перечни сведений, не подлежащих открытому опубликованию.
3.4. При формулировании позиций списка сведений, подлежащих рассмотрению комиссией, необходимо обеспечить однозначность толкования сведений в последующем, при сравнении их со сведениями, содержащимися в разрабатываемых в учреждении (предприятии) документах и изделиях. Редакция пунктов списка в максимальной степени должна удовлетворять потребностям практики работы с этими сведениями
3.5. Все пункты проекта Перечня, составляющих коммерческую тайну, должны начинаться со слова "Сведения…", и не допускать неоднозначное толкование их содержания, что может привести к неверному определению степени секретности конкретных сведений.
При этом необходимо учитывать, что:
"," – знак, разделяющий однородные члены предложения;
"и" – соединительный союз;
"или" – а) разделительный союз;
б) уточнительный союз (например, танк или самолет)
"а также" – соединительное словосочетание, дополнительно приравнивающее однородные члены предложения.
Вместе с тем, в отдельных сложносочиненных предложениях с неоднократным употреблением вышеуказанных союзов, их основные значение может изменяться.
В этой связи, целесообразно использовать только простые предложения, используя союзы "и", "или" ("либо"), "а также" ("а равно") не более одного раза. При необходимости в пункт можно вводить подпункты, абзацы, разделять "точкой с запятой" конкретные сведения.