Испытания насосных установок в эксплуатационных условиях
Испытаний насосных агрегатов, выполняемых на заводе изготовителе, для их последующей эффективной работы недостаточно. Уже после завершения монтажных работ на конкретной НПС насосные агрегаты подвергаются дополнительным испытаниям: обкаточным, доводочно-наладочным, предварительным, основным.
Обкаточные испытания проводят после монтажа или ремонта с целью подготовки оборудования и трубопроводов к пуску. Они заключаются в том, что после запуска насосного агрегата проверяют герметичность всех его систем (обвязки, систем смазки, охлаждения, сбора утечек и т.д.), а также качества сборки и монтажа привода.
Доводочно-наладочные испытания предназначены для выявления и устранения дефектов в работе насосного агрегата. Результаты испытания используют для его приведения в соответствие с требованиями технических условий.
Предварительные испытания проводят для проверки работоспособности насосного агрегата, а также для выявления и устранения дефектов.
Основные испытания дают возможность определить фактические значения основных параметров насосного агрегата (напор, подача, мощность, КПД, кавитационный запас, расход масла и воды) на всех режимах. Результатом их проведения являются его рабочие, кавитационные и пусковые характеристики, а также сведения о фактических расходах в системах смазки и охлаждения.
Самыми наукоемкими являются основные испытания. Они же дают информацию о фактической характеристике насосного агрегата на рассматриваемый момент времени, что позволяет, с одной стороны, планировать режимы перекачки с меньшими удельными затратами энергии, а с другой - своевременно выявлять скрытые дефекты и устранять их. Поэтому рассмотрим процедуру и методику этих испытаний более подробно.
Существует ГОСТ 6134-71 «Насосы динамические. Методы испытаний». Согласно ему снимать характеристику следует в диапазоне подач от 0 до 1,1Qном. Общее число режимов должно быть не менее 16. Замер параметров должен производиться только при установившемся режиме перекачки, а также при постоянной частоте вращения вала насоса и неизменных свойствах перекачиваемой жидкости.
В практических условиях, когда необходимо выполнять план перекачки, обеспечить столь большое количество режимов очень непросто. Поэтому режимов работы отдельных насосов будет столько же, сколько удастся создать режимов работы магистрального трубопровода, который обслуживает НПС. Такой подход допустим в связи с внутренним предназначением результатов испытаний.
Давление на входе и выходе насоса: Штатные первичные преобразователи давления АСУ ТТЛ или манометры МТИ класса точности не более 1,0.
Подача: Расходомеры узла учета или переносные (накладные) ультразвуковые расходомеры.
Потребляемая мощность: Штатные первичные преобразователи мощности АСУ ТП или переносные комплекты типа К-506 класса точности 0,5.
Частота вращения ротора: Датчик частоты вращения или переносной строботахометр класса точности 0,5.
Температура перекачиваемой жидкости: Штатные первичные преобразователи температуры АСУ ТП или термометры с ценой деления не менее 0,5 °С.
Свойства перекачиваемой жидкости (плотность, вязкость, давление насыщенных паров) определяются в химической лаборатории.
Поскольку фактический расход электроэнергии измеряется как разность показаний счетчиков за определенный период времени (не менее 2 ч), мгновенные значения давления, расхода и температуры необходимо замерить не менее 5 раз через каждые 20-25 мин по 3 раза единовременно (для нахождения среднеарифметической величины).
Обработка результатов измерений производится по формулам. При этом надо иметь в виду, что при каждом изменении режима работы магистрального трубопровода в нем возникают нестационарные процессы. Контроль стационарности режима осуществляется по подаче или по давлению на входе и выходе насоса. Колебания контролируемого параметра в течение 1 часа не должны превышать ±3%.
При последующей обработке полученные данные методами математической статистики необходимо проверять на «выскакивающие* значения. Из обработки заведомо должны быть исключены величины текущих параметров, измеренные:
- в первые 72 ч после монтажа и ремонта насоса;
- при запуске и остановке насосного агрегата;
- при переключении измерительных линий на узлах учета.
Определение фактического кавитационного запаса насосов в эксплуатационных условиях производится:
- при установке на входе в рабочее колесо предвключенных шнеков (где их не было);
- при изменении площади проточной части насоса;
- при изменении частоты: вращения его ротора;
- при изменении конструкции рабочих колес и в других случаях использования рабочих колес в исполнении не предусмотренном технической документацией;
- при уменьшении зоны валов подпорных насосов типа НПВ.
Фактические характеристики насосного агрегата являются исходным материалом для принятия решения о возможности его дальнейшей эксплуатации. Так, насосный агрегат рекомендуется выводить в ремонт в следующих случаях:
- при снижении величины напора относительно базовых значений: на 5-6% и более - для насосов с горизонтальным расположением вала; на 7% и более - для вертикальных подпорных насосов;
- при снижении КПД насосов на 2-4% (в зависимости от типоразмера).
Кроме того, по отклонению фактических характеристик от паспортных значений можно судите о внутренних дефектах насосов:
Напор и КПД ниже, мощность без изменения:
-Грубая, некачественно обработанная поверхность межлопаточных каналов рабочего колеса и увеличенная шероховатость проточной части корпуса насоса.
- Колесо установлено несимметрично относительно оси улитки (спирального отвода) насоса. Работа насоса в предкавитационном.
Напор и мощность ниже, КПД без изменений: Уменьшенный наружный диаметр рабочего колеса. Несоответствие чертежу отливки рабочего колеса.
Напор и КПД ниже, мощность выше:
- Чрезмерные перетоки через уплотнения рабочего колеса вследствие большого зазора в щелевом уплотнении.
- Неравномерный по окружности зазор в щелевом уплотнении рабочего колеса. Негерметичен обратный клапан.
Напор и мощность выше, КПД без изменений: Увеличенный наружный диаметр рабочего колеса.
Напорная характеристика более пологая, величина максимального КПД смещена в сторону больших подач: Увеличенная площадь спирального отвода.
Напорная характеристика более крутая, величина максимального КПД смещена в сторону меньших подач:
Площади спирального отвода уменьшены по сравнению с расчетными.