Постановка вопросов к словам в предложений; счет числа слов;
Теория методики русского языка билет 15.1; 15.2
Глава 11. Синтаксис (нов. Львов стр. 275)
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе
Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение - слово - слог - звук (на письме - буква). Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики (использования).
Но знакомством с предложениями дело ограничивается: последующие синтаксические темы вводятся разрозненно, на протяжении нескольких лет. К сожалению, за последние 40 лет объем синтаксического материала в начальных классах значительно сокращен: ушли темы «Сложное предложение», «Обобщающие слова при однородных членах», «Обращение», «Прямая и косвенная речь», «Определение, дополнение и обстоятельства». В настоящее время многое восстановлено, если не в минимуме, то в программах углубленного изучения языка.
Основные темы синтаксического курса:
Предложение, его словесный состав и его моделирование;
Обозначения начала и конца предложения, интонации;
Простейшие типы предложений;
Главные члены предложения;
Второстепенные члены;
Выделение предложения из текста;
Составление предложений и их запись;
8) смысл предложения, выявление связей между словами в предложении - членами предложения и т. п.
Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи.
Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление».
Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечивается в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).
Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и езе всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосновывает усвоение пунктуации.
Предложения, их виды
В период обучения грамоте формируется понятие о предложении по таким ступеням:
составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы;
Произнесение с нужными интонациями; членение на слова;
постановка вопросов к словам в предложений; счет числа слов;
составление схемы - моделирование:
моделирование состава предложения и его границ: