ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)
Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее. Например, ла-ла - острая пила. В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки. Р: Ла-ла.
В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла
Дальше какое слово? Р: Острая.
Если ребенок ошибся, уточнить:
- слова «ост» нет, а слово *острая» есть;
- «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?
Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистого
ворку с опорой на выложенные фишки.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.
ДОБАВЬ СЛОГ
Цель: учить ребенка заканчивать слово слогом с заданным звуком.
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Задача: автоматизировать звук в слогах.
1 вариант
В: Я произнесу чистоговорку, а ты добавь в конце слог.
Например: са-са - ли... (ко...); са-са-са - колба... Р: Са.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может обозначить последний слог фишкой и поднимать ее каждый раз, когда надо произносить слог.
2 вариант
Взрослый просит ребенка добавить слог в конце чистоговорки. Ребенок добавляет слог самостоятельно и по возможности повторяет всю чистоговорку.
10. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ
Цель: учить ребенка делить слова на слоги.
Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во
фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова
на слоги.
1 вариант
Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.
2 вариант
Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:
- Это слог или звук?
- Какой это звук - гласный или согласный?
- А в слоге обязательно вместе с согласным звуком сто
ит гласный звук? (Слога не может быть без гласного
звука.)
Приемы логопедической работы с чистоговорками
- Какой звук идет после звука «Л»?
- Он гласный?
— Значит, какой слог получается из этих звуков?
— Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».
3 вариант
Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.
11. ВЫБЕРИ ЧИСТОГОВОРКУ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ
Цель: учить ребенка определять заданный звук в чисто-говорке, формировать навыки работы со словами сложной слоговой структуры.
Задача: развивать фонематический слух, учить определять наличие звука в слове и фразе, развивать понимание слоговой структуры слова, автоматизировать звук в словах и фразе.
1 вариант
В: Сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты скажи, в какой из них есть звук «Л».
Затем ребенок выполняет то же самое на слух.
Предлагаемые чистоговорки обязательно должны вклю-чать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части. Например: ла-ла - пила.
На данном этапе взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых заданные звуки отличаются друг от друга как артикуляцией, так и акустически.
2 вариант
Взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых звуки отличаются артикуляцией, но сходны акустически. Например: ши-ши-ши-ши - карандаши, са-са-са - колбаса.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может упростить его, предложив ребенку ка-
22 Приемы логопедической работы с чистоговорками кие-либо зрительные опоры (картинки, ручная модель артикуляции звука). Затем ребенок выполняет то же задание самостоятельно.
3 вариант
Взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых звуки отличаются акустически, но сходны артикуляцией. Например: са-са - лиса, за-за - коза.
ЗАКОНЧИ ЧИСТОГОВОРКУ
Цель: учить ребенка выбирать слово с заданным звуком. Задача: автоматизировать звук в слове, учить отбирать слова с заданным звуком.
1 вариант
Взрослый проговаривает начало чистоговорки и просит ребенка закончить ее словом со звуком - «дружочком». Например: са-са - коса, коза, каша.
2 вариант
Взрослый просит ребенка закончить чистоговорку, выбрав нужное слово. Например: са-са - ... каша, коза, коса. (Коса.)
13. ПОДБЕРИ СЛОВО С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ.;.
Цель: учить ребенка подбирать слова с заданным звуком.
Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звук во фразе.
1 вариант
Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са - лиса).
Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов.
Например: В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. Послушай слова
Приемы логопедической, работы с чистоговорками
и выбери из них слова-признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «ласа». Хитрая, спит, стоит, рыжая...
2 вариант
Взрослый произносит простую чистоговорку. Ребенок сам подбирает слово-признак или слово-действие с заданным звуком.
Например:
В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. К слову «лиса»
подбери слово-признак со звуком «С». Р: Са-са - старая лиса.
ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ
Цель: учить ребенка четко произносить чистоговорку, не путая дифференцируемые звуки.
Задача: дифференциация звуков во фразе, развитие фонематического слуха.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку (например, су-шу-су-шу - я письмо пишу), вспомогательным жестом указывая:
- куда направлен кончик языка при произнесении зву
ков (вверх или вниз);
- звонкий или глухой звук слышится в слоге или слове
(указывает на горло, услышав звонкий звук).
2 вариант
Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку, самостоятельно показывая, куда направлен кончик языка во рту и какие звуки слышатся в словах чистоговорки.
3 вариант
Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку без помощи вспомогательных жестов, четко проговаривая все звуки.
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
15. ПОМЕНЯЙ ЗВУК
Цель: учить ребенка определять место звука в слоге и слове и менять этот звук на другой заданный звук.
Задача: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать фонематический слух и восприятие.
/ вариант
Взрослый произносит чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, и просит ребенка назвать этот звук. Например: аЛ-аЛ - баЛ. Затем взрослый просит ребенка поменять звук на другой (например, Р) и проговорить новую чистоговорку. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то можно использовать прием «поймай слово за хвост» (рукой как будто бы ловить последний звук слова). Если выделяемый звук находится в середине или начале слова, взрослый может использовать приемы «потяни звук», «стукни по звуку».
2 вариант
Взрослый произносит чистоговорку, ребенок самостоятельно выделяет звук, повторяющийся чаще всего, и меняет его на заданный. Например:
В: Послушай чистоговорку: са-са - крыса. Замени повторяющийся чаще всего звук на звук Ш. Р: Ша-ша - крыша.
16. СКАЖИ ГДЕ?
Цель: учить ребенка употреблять предлоги, определять местонахождение предмета на плоскости и в пространстве.
Задача: учить правильно употреблять предлоги в речи, формировать навыки ориентировки в пространстве, автоматизировать звук во фразе.
1 вариант
Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок.
Ребенок отвечает на них чистоговорками. Например:
В: Например: ла-ла - где юла?
Р: Ла-ла — у стола юла, ла-ла — на столе юла.
Аналогичная работа проводится с картинками на плоскости.
2 вариант
Взрослый меняет местонахождение предмета, а ребенок говорит о нем чистоговоркой самостоятельно.
3 вариант
Ребенок говорит о местонахождении предмета, опираясь на схематичное изображение.
Рис. 1. Опора, помогающая определить местонахождение
предмета
ОДИН-МНОГО
Цель: учить ребенка употреблять существительные, прилагательные и глаголы в форме множественного числа.
Задача: автоматизировать звук в словах и во фразе, учить ставить существительные, прилагательные и глаголы в форму множественного числа.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее кар-
Приемы логопедической работы с чистоговорками
тинку. Затем показывает ребенку другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить к ней чистоговорку. Например:
В: Са-са - лиса. (Показывает сначала картинку с изображением лисы, затем картинку, изображающую нескольких лис.) А здесь кто?
Р: Лисы.
В:Акак сказать чистоговоркой?
Р: Сы-сы - лисы.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку (например, са-са - бежит лиса) и показывает ребенку иллюстрирующую ее сюжетную картинку. Затем показывает другую картинку (например, с изображением бегущих лис) и просит составить по ней чистоговорку (сы-сы - бегут лисы).
3 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку и показывает ребенку иллюстрирующую ее картинку (например, са-са - рыжая лиса). Затем показывает ребенку другую картинку (например, с несколькими рыжими лисами) и просит составить по ней чистоговорку (сы-сы - рыжие лисы).
4 вариант
Взрослый показывает ребенку картинку (например, изображающую нескольких лис) и задает к ней вопрос в форме чистоговорки (ис-ис - много кого?).
Ребенок отвечает на вопрос взрослого чистоговоркой (ис-ис - много лис).
5 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее картинку. Ребенок должен составить чистоговорку, в которой данное имя существительное будет употребляться в форме множественного числа без опоры на картинку.
Приемы логопедической работы с чистоговорками 27
Например:
В: Са-са — одна лиса. »
Р: Ис-ис - много лис.
18. СКАЖИ КАКОЙ ИЛИ КАКАЯ?
Цель: учить ребенка называть основные цвета и оттенки, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Задача: развивать сенсорное восприятие, грамматический строй речи и словарь, автоматизировать звук во фразе.
1 вариант
Взрослый выкладывает перед ребенком трафаретные
изображения предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук, и несколько карточек разного цвета.
Затем накладывает карточку на трафарет и задает к ним вопрос в форме чистоговорки, акцентируя внимание ребенка на окончании прилагательного.
Ребенок отвечает чистоговоркой, во второй части которой дожно находиться словосочетание типа «имя прилагательное + имя существительное». Например:
В (наложив под трафарет юлы карточку синего цвета):
Ла-ла - какАЯ юла?
Р: Ла-ла - синЯЯ юла.
Затем взрослый подкладывает карточку другого цвета (меняет трафарет) и снова задает вопрос.
2 вариант
Ребенок сам переставляет карточку с одного трафарета на другой и составляет соответствующую чистоговорку.
19. «ОКОШЕЧКИ»
Цель: учить ребенка изменять слово по падежам с помощью вопросительного слова.
Задача: автоматизировать звук в словах, учить употреблению имен существительных в различных падежах.
Приемы логопедической, работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
1 вариант
Знакомство с наглядной опорой, помогающей поставить слово в нужный падеж:
- знак вопроса обозначает вопрос именительного падежа
(кто? что?);
- две перечеркнутые линии обозначают вопрос родитель
ного падежа (нет кого? чего?);
- символ ног и рук обозначает вопрос дательного падежа
(тянусь, даю, иду к кому? чему?);
- символ «глаз» обозначает вопрос винительного падежа
(вижу кого? что?);
- символ довольного выражения лица обозначает вопрос
творительного падежа (доволен, любуюсь кем? чем?);
- символ лица думающего человека обозначает вопрос
предложного падежа (думаю о ком? о чем?).
В: | Са-са - | - вот КТО? | |||
Р: | Лиса. | ||||
В: | Сы-сы | - нет КОГО? | |||
Р: | Лисы. | ||||
3 | вариант |
Ребенок договаривает чистоговорку, опираясь на картинку в окошке и на вопрос взрослого, а затем повторяет всю чистоговорку. Например: В: Са-са - вот КТО? Р: Лиса. Са-са - вот лиса.
4 вариант
' |
Ребенок проговаривает чистоговорку с помощью картинки в окошке, сразу ставя слово в нужный падеж Например: са-са - вот лиса; сы-сы нет лисы...
X | ноги | |||
Рис. 2. Опора, помогающая поставить слово в нужный падеж
Дети знакомятся со зрительной опорой, с вопросами к рисункам и вспомогательными словами «вот», «нет», «вижу» и т.д.
2 вариант
Взрослый проговаривает начало чистоговорки. Ребенок договаривает ее, глядя на картинку в окошке и схему-опору. Взрослый следит за тем, чтобы слово-название картинки было поставлено в нужный падеж. Например;
5 вариант
Ребенок отвечает на вопросы взрослого без опоры на вспомогательные слова (только по рисунку в окошке). Например:
В: Са-са - КТО? Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы-КОГО?
Р: Сы-сы ~ лисы.
ИЗМЕНИ СЛОВО ПО ПАДЕЖАМ
Цель: учить ребенка правильно употреблять имя существительное в различных падежах (с правильным окончанием).
Задача: автоматизировать звук в слове, учить правильному употреблению существительного в разных падежах.
1 вариант
Если ребенок овладел игрой «окошечки», то взрослый, показывая картинку в «окошечке», задает вопросы, а ребенок отвечает. Например:
В: Са-са - кто?
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы - кого?
Р: Сы-сы - лисы.
В: Се-се - к кому?
Р: Се-се - к лисе.
В: Су-су - кого?
Р: Су-су - лису.
В: Се-се - о ком?
Р: Се-се - о лисе.
2 вариант
Ребенок без наглядной опоры, опираясь на чистоговор-ку-вопрос, ставит слово в нужный падеж и употребляет его с правильным окончанием.
ПОСЧИТАЙ
Цель: учить ребенка согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить согласовывать количественные числительные с существительными.
1 вариант
Взрослый показывает ребёнку картинку и вместе с ним составляет по ней простую чистоговорку (например, аш-аш-аш - карандаш). Затем он показывает следующую картинку и предлагает ребенку «посчитать» изображенные на ней предметы. Например:
В (демонстрируя изображение карандаша): Аш-аш-аш...
Р: Один карандаш.
В (демонстрируя изображение двух, трех, четырех карандашей): Ша-ша-ша...
Р:Два (три, четыре) карандаша.
В (демонстрируя изображение пяти карандашей): Шей-шей...
Р: Пять карандашей.
2 вариант
Взрослый показывает картинки, ребенок составляет к ним чистоговорки. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый подсказывает ему начало чистоговорки.