Глава 3.4. гипертекстовые информационные технологии

Определение гипертекста

глава 3.4. гипертекстовые информационные технологии - student2.ru глава 3.4. гипертекстовые информационные технологии - student2.ru глава 3.4. гипертекстовые информационные технологии - student2.ru

Под гипертекстом понимают систему информационных объектов (статей), объеди-ненных между собой направленными связями, образующими сеть.

Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на которой пользова-тель может ассоциативно выбирать одну из связей.

Объекты не обязательно должны быть текстовыми, они могут быть графическими, му-зыкальными, с использованием средств мультипликации, аудио- и видеотехники.

Обработка гипертекста открыла новые возможности освоения информации, качествен-но отличающиеся от традиционных способов.

Вместо поиска информации по соответствующему поисковому ключу гипертекстоваятехнология предполагает перемещение от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой, семантической связанности.

Обработке информации по правилам формального вывода в гипертекстовой технологии соответствует запоминание пути перемещения по гипертекстовой сети.

Структура гипертекста

глава 3.4. гипертекстовые информационные технологии - student2.ru

Структурно гипертекст состоит из информационного материала, тезауруса гипертек-ста, списка главных тем и алфавитного словаря.

Информационный материал подразделяется на информационные статьи,состоящиеиз заголовка статьи и текста. Заголовок содержит тему или наименование описываемого объ-екта.

Информационная статья содержит традиционные определения и понятия,должна за-нимать одну панель и быть легко обозримой, чтобы пользователь мог понять, стоит ли ее внимательно читать или перейти к другим, близким по смыслу статьям.

Текст, включаемый в информационную статью , может сопровождаться пояснениями, примерами, документами, объектами реального мира.

Беглый просмотр текста статьи упрощается, если эта вспомогательная информация ви-зуально отличается от основной, например подсвечена или выделена другим шрифтом.

Тезаурус гипертекста—это автоматизированный словарь,отображающий семанти-ческие отношения между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию.

Тезаурусная статья имеет заголовок исписокзаголовков родственных тезаурусныхстатей, где указаны тип родства и заголовки тезаурусных статей.

Заголовок тезаурусной статьи совпадает с наименованием информационной статьи иявляется наименованием объекта, описание которого содержится в информационной статье.

Список заголовков родственных тезаурусных статей представляет собой локальныйсправочный аппарат, в котором указываются ссылки только на ближайших родственников.

Тезаурус гипертекста можно представить в виде сети: в узлах находятся текстовые опи-сания объекта (информационные статьи), ребра сети указывают на существование связи ме-жду объектами и на тип родства.

Список главных тем содержит заголовки всех справочных статей,для которых нетссылок типа род — вид, часть — целое. Желательно, чтобы список занимал не более одной панели экрана.

Алфавитный словарь включает в себя перечень наименований всех информационныхстатей в алфавитном порядке.

Гипертексты, составленные вручную, используются давно , это справочники, энцикло-педии, а также словари, снабженные развитой системой ссылок. Область применения гипер-текстовых технологий очень широка. Это издательская деятельность, библиотечная работа, обучающие системы, разработка документации, законов, справочных руководств, баз дан-ных, баз знаний и т. д.

Современные информационные возможности глобальной информационной сети в зна-чительной мере определяются применением гипертекстовых технологий. Так, поиск нужной информации осуществляется с использованием гипертекстовых ссылок, которые позволяют просматривать материалы в порядке выбора этих ссылок пользователем. Многие интерфейсы данной технологии позволяют выбирать интересующие материалы простым нажатием кноп-ки манипулятора «мышь» на нужном слове или поле графической картинки.

Наши рекомендации