Цели, задачи и предмет дисциплины
Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины
Цели, задачи и предмет дисциплины
Цели и задачи дисциплины соответствуют общим целям ГОС ВПО по специальности 031401 «Культурология».
Дисциплина «Информационная культура» обеспечивает общепрофессиональную пропедевтическую подготовку студентов в области культурологических основ информатизации общества и развития информационной культуры как способа формирования целостной личности.
Развитие общества по пути глобальной информатизации выдвигает необходимость достижения высокого уровня информационной культуры личности, которая обеспечивает адаптацию человека в современной информационной среде и составляет основу для выработки рационального информационного поведения как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере деятельности.
Актуальность развития такого научного направления, как изучение информационной культуры личности, определяется необходимостью разрешения целого ряда социальных противоречий. Одно из них связано с перспективами вхождения в информационное общество и резким усилением разрыва между возрастающим потоком информации и возможностями получения суммы знаний, необходимой человеку для профессиональной деятельности, для комфортного существования в новой информационной среде. Это обстоятельство обостряет потребность в подготовленных специалистах, масштабно мыслящих, представляющих весь объем накопленных информационных ресурсов в традиционном и электронном видах, умеющих строить рациональное информационное поведение и осуществлять процессы информационной деятельности.
Социальный заказ на подготовку таких специалистов общество адресует системе образования, которая в рамках так называемого информационного образования, в большей степени ориентирована на ликвидацию отставания в обучении компьютерным технологиям, оставляя за бортом гуманитарную составляющую этого процесса - информационную культуру. Однако субъектом информационных процессов в обществе является человек. Все ИС, информационные коммуникации и ресурсы подчиняются возможностям человека воспринимать, усваивать, перерабатывать, использовать, перерабатывать, использовать и передавать информацию в пространстве и времени. Информация, компьютерная техника и информационные технологии могут успешно развиваться и изучаться только в соответствии с возможностями и потребностями людей.
Именно поэтому менеджеру социально-культурной деятельности, менеджеру в сфере гостиничного бизнеса и туризма, культурологу необходимы знания о природе и сущности социальной информации, ее роли в развитии общества и личности, об информационной эволюции общества, о путях и возможностях создания информационной цивилизации, о феномене информационной культуры как способа вхождения в информационное общество, ее структуре, уровнях и особенностях, о технологической и гуманитарной составляющих ее модели, о культуре информационной деятельности личности.
Цели дисциплины – изучение теоретических и организационно-технологических основ информатизации, формирование технологических умений и навыков использования информационных ресурсов общества, ИТ и ИС.
Задачи дисциплины:
- выявить сущность информатизации общества и основные тенденции формирования информационного общества;
- определить объем понятия, структуру и уровни информационной культуры общества-личности-специалиста;
- раскрыть природу и сущность социальной информации, механизм ее формирования, свойства, функции и виды, особенности производства и потребления;
- проанализировать состав ИР общества, деятельность информационных центров по их формированию и организации использования, особенности функционирования ИС и предоставляемых потребителям информационных продуктов и услуг;
- выявить процессы и технологии информационной деятельности личности.