Международный стандарт ISO/IEC 15288 . Системы. Интересующая и обеспечивающие системы.

Системы, рассматриваемые в настоящем стандарте, являются искусственными, они созданы и используются с целью предоставления функциональных возможностей в заданных условиях для удовлетворения

потребностей пользователей и иных заинтересованных лиц. Эти системы могут состоять из одного или нескольких компонентов: технические средства, программные средства, человеческие ресурсы, процессы (например, процесс оценки), процедуры (например, инструкции оператора), оборудование и природные ресурсы (например, вода, объекты живой природы, минералы). Фактически системы являются результатами реализации замысла в виде получаемой продукции или услуг.

Восприятие и определение конкретной системы, ее архитектуры и системных элементов зависит от интере-

сов и обязанностей наблюдателя. Система, которая представляет интерес для одного лица, может рассматриваться другим лицом как элемент рассматриваемой им системы. И наоборот, она может рассматриваться какчасть внешней среды системы, представляющей интерес для третьего лица.

На рисунке D.1 представлено множество примеров восприятия системы самолета и его эксплуатационной

среды. На рисунке проиллюстрированы следующие аспекты:

a) важность определенных границ, которые влияют на формирование значимых потребностей и практических решений;

Международный стандарт ISO/IEC 15288 . Системы. Интересующая и обеспечивающие системы. - student2.ru

b) иерархическое восприятие физической структуры системы;

c) объект любого уровня иерархической структуры может рассматриваться как система;

d) система включает полностью интегрированное, определенное множество подчиненных систем;

e) характерные свойства на границе системы возникают в результате взаимодействия между системными

элементами;

f) люди могут рассматриваться как внешние пользователи по отношению к системе (например, экипаж

самолета и навигационная система) и как элементы в рамках системы (например, экипаж самолета и сам

самолет);

g) система может рассматриваться как отдельный, изолированный от внешней среды объект, то есть про-

дукт, или как упорядоченный набор функций, способных взаимодействовать с окружающей средой, то есть набор услуг.

Какими бы ни были границы системы, концепции и модели в настоящем стандарте являются универсальны-

ми и позволяют практикующим специалистам связывать или адаптировать отдельные примеры жизненных циклов со своими системными принципами.

В настоящем стандарте люди рассматриваются как пользователи и как элементы системы. В первом случае

пользователь является получателем результатов функционирования системы. Во втором случае человек

является оператором, выполняющим заданные системные функции. Таким образом, человек одновременно или попеременно может выступать как в качестве пользователя, так и элемента системы.

Люди осуществляют вклад в эксплуатационные характеристики множества систем по многочисленным при-

чинам, например, в силу своих специфических навыков, потребности в гибком поведении или по официальным причинам. Независимо от того, являются ли люди пользователями или операторами, они представляют собой весьма сложные объекты системы, поведение которых зачастую трудно предсказать, и они сами нуждаются в защите от нанесения им вреда. Следовательно, процессы жизненного цикла системы должны учитывать человеческий фактор в качестве системного элемента при проектировании, обеспечении безопасности, оценке угроз здоровью, подборе и обучении кадров.

Обеспечивающие системы

На протяжении жизненного цикла рассматриваемой системы требуются специальные услуги от систем,

которые не являются непосредственной частью среды функционирования, например, систем массового производства, систем обучения, систем обслуживания технических и сопровождения программных средств. Каждая из таких систем обеспечивает часть (например, стадию) жизненного цикла рассматриваемой системы. Названные обеспечивающими системами, они облегчают развитие рассматриваемой системы на протяжении ее жизненного цикла.

Отношения между услугами, поставляемыми в среду функционирования рассматриваемой системой, и

услугами, поставляемыми обеспечивающими системами рассматриваемой системе, показаны на рисунке D.5.

Обеспечивающие системы, таким образом, могут косвенно способствовать формированию продукции или предоставлению услуг рассматриваемой системой.

В течение стадии жизненного цикла рассматриваемую систему и системы, обеспечивающие ее функционирование, вследствие их высокой взаимозависимости можно также рассматривать как одну систему. Таким образом, диапазон ответственности проекта для стадии жизненного цикла рассматриваемой системы расширяется до ответственности за услуги, предоставляемые соответствующей обеспечивающей системой. Если подходящей обеспечивающей системы еще не существует, проект, который отвечает за рассматриваемую систему, может непосредственно отвечать за создание и использование обеспечивающей системы.

Наши рекомендации