Общие методические указания. Дисциплина «Производство художественной мебели» изучается учащимися специальности 2-460102 «Технология деревообрабатывающих производств» заочного отделения в
Дисциплина «Производство художественной мебели» изучается учащимися специальности 2-460102 «Технология деревообрабатывающих производств» заочного отделения в основном самостоятельно по учебным пособиям. На изучение предмета отводится 16 часов, из них: 12часов на обзорные и установочные занятия и 4 часа на лабораторные - практические занятия;
Изучаются разделы: «История мебели»; «Основы дизайнерского проектирования»; «Архитектурно-художественного решения изделий мебели»; «Технологические приемы обработки древесины ручным способом и механизированным инструментом»; «Резьба по дереву и мозаика»; «Изготовление изделий из древесных материалов»; «Ремонт и реставрация мебели».
В процессе самостоятельного изучения дисциплины учащимся рекомендуется составлять конспект по материалу, изученному по учебникам.
При составлении конспекта необходимо кратко, своими словами, излагать изученный материал, приводить необходимые схемы и рисунки. Нельзя допускать переписывания материала из учебников без должного его понимания. Изучив все разделы, учащийся выполняет одну контрольную работу, высылает её на проверку в колледж.
Контрольная работа должна быть сдана в срок, предусмотренный учебным графиком.
Контрольная работа должна быть написана разборчиво, с интервалами между строками и иллюстрирована необходимыми для пояснения текста схемами, рисунками, таблицами и т.д. Вопросы контрольной работы должны записываться впереди каждого ответа с проставлением порядкового номера. Контрольная работа должна показывать степень и глубину усвоения учащимся всех разделов программы и содержать продуманные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.
Объем контрольной работы – обычная школьная тетрадь, либо 12- 16 стр. формата А4 (в рукописном виде).
Выполненная контрольная работа высылается в учебное заведение на рецензирование.
После рецензирования работы, учащийся должен учесть и письменно доработать материал по замечаниям, сделанным преподавателем.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом. К экзамену допускаются учащиеся, имеющие на руках зачтённые и доработанные контрольные работы.
Таблица выбора вариантов домашней контрольной работы
Предпоследняя цифра номера шифра | Последняя цифра номера шифра | |||||||||
Контрольная работа № 1
Вариант №1
1. Особенности современной мебели.
2. Технологические основы проектирования мебели.
3. Выбор и подготовка материала для выполнения художественной обработки древесины.
4. Технологические приемы выборки гнезд, проушин, пазов ручным инструментом.
5. Назначение и виды склеивания.
6.Изделие бытового назначения, их конструкция и технология изготовления.
7.Технология ремонта облицовочных поверхностей.
Вариант №2
1. Стили мебели XIX-XX веков. Приведите краткую характеристику форм и конструкций изделий.
2. Цветовое решение интерьеров и мебели.
3. Организация рабочего места для выполнения столярных и художественных работ по дереву.
4. Технологические приемы изготовления точеных деталей.
5. Облицовывание вручную с использованием приспособлений.
6. Требования для отбора материала для изготовления лесных скульптур.
7.Художественная обработка конструктивных деталей.
Вариант №3
1. Белорусские зодчество, ремесла и мебель.
2. Эстетические аспекты проектирования мебели.
3. Ручной инструмент для раскроя древесины.
4. Технологические приемы строгания древесины ручным инструментом.
5. Запрессовка склеиваемых материалов.
6. Виды декоративных элементов мебели.
7. Художественное изготовление игрушек из древесины и древесных материалов.
Вариант №4
1.Конструктивные особенности мебели конструктивизм и функционализм.
2. Основные понятия о декорировании мебели. Мера декорирования.
3. Ручные строгальные инструменты.
4. Приемы сверления древесины ручным инструментом.
5. Методы нанесения клея на склеиваемые поверхности.
6. Этапы реставрации стула
7. Наружное оформление домов – ставни, фасад дома.
Вариант №5
1. Конструктивные особенности мебели стиля рококо.
2. Эргономические требования к изделиям для сидения и лежания.
3. Характеристика сверл ручных и сверлильного инструмента.
4. Технологические приемы пиления заготовок под углом к волокнам ручным инструментом.
5. Режимы склеивания.
6. Конструкция и технология изготовления светильников и подсвечников из дерева.
7. Изготовления тисненых декоративных элементов.
Вариант №6
1. Конструктивные особенности мебели готического стиля.
2. Архитектурные элементы в изделиях мебели.
3. Ручной инструмент - долота и стамески.
4. Технологические приемы пиления пиломатериала поперек волокон ручным инструментом.
5. Имитационная отделка мебели.
6. Шаблоны для вырезания декоративных деталей наличников окон, фронтонов, ограждений балконов и лоджий.
7. Технология ремонта нитроцеллюлозных лакокрасочных покрытий.
Вариант №7
1. Конструктивные особенности мебели романского стиля.
2. Эргономические основы проектирования мебели.
3. Инструмент и приспособления для резьбы по дереву.
4. Технологические приемы пиления пиломатериалов вдоль волокон ручным инструментом.
5. Подготовка к отделке поверхности.
6. Технология изготовления каркасов мебели из металла.
7. Конструкция и технология изготовления конфетницы.
Вариант №8
1. Русская мебель.
2. Роль композиции в проектировании мебели.
3. Разметочный и измерительный инструмент для изготовления мебели.
4. Технологические приемы формирования шипов ручным инструментом.
5. Подготовка клея и склеиваемых материалов.
6. Реставрация металлический элементов мебели.
7. Крыльцо – конструкция и художественное оформление.
Вариант № 9
1. Конструктивные особенности мебели стиля Модерн.
2. Функциональные основы проектирования мебели.
3. Инструмент для токарных работ.
4. Разметка древесных материалов.
5. Методы нанесения лакокрасочных покрытий вручную.
6. Конструкция и технология изготовления настольного и настенного зеркал.
7. Реставрация мебели и её этапы.
Вариант №10
1. Мебель Древнего Мира.
2. Социальные основы проектирования мебели.
3. Использования комбинированных станков и ручного электроинструмента.
4. Припуски на обработку заготовок из древесины и их нормирование.
5. Технологические приемы шлифования.
6. Конструкция и оформления ограждений вокруг дома.
7. Технология изготовления накладных рельефных элементов.
Вариант №11
1. Рельефные декоративные элементы.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резьба круглой выпуклой формы на пласти и на торце заготовки.
3. Техника выполнения геометрической резьбы – выемка вдоль волокон древесины.
4. Техника выполнения глухой рельефной резьбы.
5. Наклеивание мозаичных наборов на основу и их отделка.
6. Технология изготовления орнаментальных элементов.
7. Конструкция и технология изготовления полок универсальных.
Вариант №12
1. Накладные декоративные элементы.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резанье древесины по наклонной.
3. Техника выполнения геометрической резьбы – выемки поперек волокон древесины.
4. Техника выполнения плоскорефленой резьбы с подушечным фоном.
5. Составление элементов мозаики при изготовлении мозаичных наборов.
6. Конструктивное обновление мебели.
7. Подготовка материала и обработка лесных скульптур.
Вариант №13
1. Домовая резьба.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резьба круглой выгнутой выемки на пласти, торце заготовки.
3. Техника выполнения геометрической резьбы – резьба трехгранных выемок и четырехгранных выемок.
4. Техника выполнения накладной резьбы.
5. Сырье и материалы, их подготовка для наборной мозаики.
6. Конструкции и технология изготовления садовой мебели.
7. Виды старинных орнаментов.
Вариант №14
1. Объемная (скульптурная) резьба.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности.
3. Техника выполнения геометрической резьбы – резьба розетки.
4. Техника выполнения прорезной резьбы.
5. Способы выполнения мозаичных наборов.
6. Устройство и оформления лестниц в доме – прямоугольных и круговых форм.
7. Технология ремонта полиэфирных и полиуретановых лаковых покрытий.
Вариант №15
1. Прорезная ажурная резьба.
2. основные приемы выполнения резьбы – резьба прямых двухсторонних выемок вдоль волокон.
3. Техника выполнения резьбы – полукруглой стамеской.
4. Обработка лесных скульптур.
5. Блочная мозаика.
6. Технология изготовления строительных погонажных накладных элементов.
7. Конструкция и технология изготовления полок для книг.
Вариант №16
1. Рельефная резьба.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резьба наклонной полукруглой выемки.
3. Техника выполнения контурной резьбы – стамеской – косяком и ножом косяком.
4. Техника выполнения объемной резьбы.
5. Технологический процесс блочной мозаики.
6. Ремонт мягкой мебели.
7. Устройство и оформление лестниц в доме с прямолинейным и криволинейным маршем.
Вариант №17
1. Плосковыемчатая резьба – контурная резьба.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резание прямой двусторонней выемки поперек волокон.
3. Разметка для выполнения геометрической резьбы.
4. Организация рабочего места резчика.
5. Подготовка рисунка при изготовлении мозаичных наборов.
6. Конструкция и технология изготовления подставок и полок для цветов.
7. Художественная обработка стекол.
Вариант №18
1. плоскорельефная резьба.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резьба наклонной двусторонней выемки.
3. Техника выполнения орнаментальных композиций.
4. Отделка разных изделий.
5. Интарсия, Маркетри.
6. Изделия из наростов древесины.
7. Технология столярного ремонта.
Вариант №19
1. Плосковыемчитая резьба – геометрическая резьба.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резание древесины на торцевой поверхности.
3. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами.
4. Механизация резных работ.
5. Инкрустация.
6. Декоративная прошивка и пиковка в мягкой мебели.
7. Конструкция и технология изготовление полок для кухонь.
Вариант №20
1. Общие сведения о резьбе.
2. Основные приемы выполнения резьбы – резание древесины поперек волокон.
3. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подобранным выбранным фоном.
4. Дефекты и способы их устранения после резьбы.
5. Изготовление элементов мозаики при изготовлении мозаичных наборов.
6. Виды дефектов мебели и ремонтных работ.
7. Наружное оформление домов – оконный наличник.
Используемая литература
Основная
1 Барташевич А.А., Антонов П.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. – Мн.:Высшая школа, 2001. – 287с.
2 Барташевич А.А., Романовский А.М. Художественная обработка дерева. – Мн.:Высшая школа, 2000. – 229с.
3 Бухтияров В.П. Технология производства мебели. – М.: Лесная промышленность, 1986. – 260с.
4 Комаровский В.С. Практикум по технологии производства мебели. – М.: Лесная промышленность, 1989. -120с.
5 Клюев Г.И. Технология производства мебели. - М.:2005.-176 с.
Дополнительная
1 Справочник мебельщика: Часть 1, 2./Под ред. Бухтиярова В.П. –
М.: Лесная промышленность, 1986.
2 ГОСТ 16371 Мебель. Общие технические условия.
3 ГОСТ 19917 Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Производство художественной мебели»
1. Расскажите о назначении и устройстве столярного верстака. Перечислите основные разметочные и контрольно измерительные инструменты, применяемые при обработке древесины.
2. Перечислите виды ручных пил. Опишите особенности их устройства и применения.
3. Перечислите виды и опишите особенности устройства и применения различных видов рубанков. Расскажите, как выполняют подготовку рубанков к работе.
4. Опишите процесс циклевания древесины, каковы приемы его выполнения вручную.
5. Опишите приемы ручного долбления и резания стамеской. Опишите, какие инструменты применяются для ручного долбления и сверления древесины.
6. Опишите назначение и приемы шлифования древесины вручную. Поясните основные правила безопасности труда при обработке древесины ручными инструментами.
7. Перечислите виды отделки древесины. Объясните, как удалить ворс с отделываемой поверхности.
8. Перечислите и поясните способы нанесения лаковых покрытий . Опишите, как и чем производится облагораживание покрытий.
9. Опишите способы склеивания брусковых деталей.
10. Охарактеризуйте стили и символику мебели Древнего мира.
11. Охарактеризуйте стили мебели средневековья. Приведите краткую характеристику.
12. Охарактеризуйте стили мебели XIX-XX веков. Приведите краткую характеристику форм и конструкций изделий.
13. Приведите краткую характеристику направлений дизайна современней мебели.
14. . Опишите основные понятия о цвете. Расскажите о принципах цветовых решений мебели и интерьера.
15. Расскажите о роли композиции в проектировании мебели. Тектоника и объемно-пространственная структура как свойства композиции.
16. Опишите общие положения и структуру эргономических требований.
17. Опишите антропометрические требования к мебели.
18. Поясните, что такое композиционное равновесие, симметрия и асимметрия как свойства композиции.
19. Перечислите и опишите задачи технологического проектирования при разработке новых изделий мебели.
20. Расскажите о функциональных основах проектирования мебели. Опишите принципы определения оптимального ассортимента изделий по функциональным зонам квартиры.
21. Поясните архитектурно-художественные решения изделий мебели, применяемые при ее проектировании и производстве.
22. Опишите приемы декорирования, применяемые при проектировании и производстве современной мебели.
23. Перечислите и охарактеризуйте виды резьбы по дереву.
24. Перечислите и охарактеризуйте виды мозаики.
25. Опишите, каким образом образуются дефекты в мебельных изделиях. Поясните, в чем различаются понятия «ремонт» и «реставрация» мебели.
26. Опишите способы устранения повреждений частей мебели, выполняемых из массива.
27. Опишите способы устранения повреждений облицовочного покрытия.
28. Расскажите, как устранить повреждения отделочных слоев.
29. Перечислите способы ремонта шиповых соединений.
30. Расскажите, как производят ремонт мягкой мебели.
31. Опишите социальные основы проектирования мебели.
32. Опишите приемы сверления древесины ручным инструментом.
33. Опишите технику безопасности в отделочных местах.
34. Расскажите о первичной обработке брусковых заготовок ручными инструментами и механизированной обработке брусковых заготовок.
35. Опишите способы формирования корпусов мебели. Перечислите и охарактеризуйте виды дверей корпусной мебели, применяемые полки и ящики.
36. Опишите интерьер белорусского народного жилища и мебель, изготавливаемая в конце XIX века.
37.
УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по учебной работе
_________________ И.В. Гриневич
« » 20 г.
Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине «Производство художественной мебели»
Отметка в баллах | Показатели оценки | |
(один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленного в готовом виде (основные термины, понятия производства художественной мебели) | |
(два) | Различие объектов изучения программного учебного материала, предъявленного в готовом виде. Распознавание отдельных условных обозначений, терминов. Недостаточное умение пользования справочной литературой. Бессистемное изложение программного материала, предъявленного в готовом виде (основные термины, понятия производства художественной мебели с низкой степенью самостоятельности). | |
(три) | Неосознанное воспроизведение части учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов, терминов и понятий изучения). Например, классификация объектов без характеристики. Допускаются существенные ошибки. | |
(четыре) | Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти. Недостаточно осознанное воспроизведение большей части условных обозначений, терминов по памяти. Недостаточно осознанное воспроизведение источников информации для определения исходных и справочных данных по памяти. Недостаточное умение пользования справочной литературой. | |
(пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (характеристика мебели различных стилей, технологические приемы обработки древесины ручным и механизированным инструментами, резьба по дереву, изготовление изделий из древесины и древесных материалов). Осознанное воспроизведение большей части условных обозначений, терминов. Умение использовать справочную литературу. Допускается наличие нескольких существенных ошибок или множества несущественных. | |
(шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала (характеристика мебели различных стилей, технологические приемы обработки древесины ручным и механизированным инструментами, резьба по дереву, изготовление изделий из древесины и древесных материалов, разработка технологического процесса изготовления изделия) с выявлением и обоснованием закономерных связей. Допускается наличие несущественных ошибок или единичных существенных. Осуществление практических действий в знакомой ситуации по образцу. Знание и осознанное воспроизведение большей части условных обозначений, терминов. | |
(семь) | Полное, прочное знание программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (характеристика различных стилей мебели; развернутое объяснение функциональных, эргономических, технологических и социальных основ проектирования; архитектурно-художественные решения изделий мебели; описание технологических приемов обработки древесины ручным и механизированным инструментами; полное изложение способов резьбы по дереву и изготовление мозаики; формулирование выводов). | |
(восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации; (видение достоинств и недостатков элементов мебели различных эпох; характеристика различных стилей мебели; развернутое объяснение функциональных, эргономических, технологических и социальных основ проектирования; архитектурно-художественные решения изделий мебели; описание технологических приемов обработки древесины ручным и механизированным инструментами; полное изложение способов резьбы по дереву и изготовление мозаики; формулирование выводов). | |
(девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (умение трактовать вопрос, делать логические умозаключения на основе анализа и синтеза, обоснование своего мнения, выдвигать предложения и гипотезы). Оперативное применение учебного материала, как на основе известных правил и предписаний, так и поиск нового знания, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий. Самостоятельное и точное выполнение заданий проблемного характера, поиск рациональных путей решение прочное владение навыками самостоятельной работы с учебно – методической и справочной литературой. Получение новых знаний из различных источников. | |
(десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности (самостоятельные действия по описанию и объяснению сущности основ дизайнерского проектирования мебели, приемов архитектурно-художественного решения изделий мебели). Проявление гибкости в применении знаний, осознанное и оперативное трансформирование полученных знаний для решения проблем в незнакомых ситуациях, выполнение творческих работ и заданий исследовательского характера (предложение и обоснование путей совершенствования технологических приемов обработки древесины). Прочное владение навыками самостоятельной работы с учебно-метолической и справочной литературой. Получение новых знаний из различных источников. |
Отметка «0» (ноль) выставляется при отказе от ответа.