Информационное обеспечение как средство накопления и развития знаний в области маркетинга
Информационное обеспечение – это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде. Хорошая маркетинговая информация позволяет маркетологам получать конкурентные преимущества, снижать финансовый риск, определять отношения потребителей, следить за внешней средой и многое другое. Маркетинговую информацию получают в ходе маркетинговых исследований. Под маркетинговыми исследованиями понимают систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Это комплексное понятие, которое включает все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом,
Информационное обеспечение маркетинга - процесс сбора, систематизации, анализа и передачи информации о рынке и его характеристиках для подготовки рекомендаций с целью совершенствования процесса управления маркетингом. В систему информационного обеспечения маркетинга входят:
а) каналы поступления информации о внутренних делах и положении фирмы - оперативная информация о производстве, портфеле имеющихся заказов, текущих поставках продукции, ценовых показателях и т. п.;
б) каналы поступления информации о внешней среде - состояние рынков, на которых работает фирма (по определенному кругу показателей), поведение и предпочтение покупателей, изменение в стратегии и тактике поведения основных конкурентов, появление новых товаров-аналогов на рынке; государственная экономическая и внешнеэкономическая политика в привязке к соответствующим рынкам и др.
46. Определение и основные организационные формы маркетинговых систем
Маркетинговая система (Marketing-system) - совокупность социально-экономических образований (элементов) рыночного пространства (среды), обладающих самостоятельностью и целостностью и находящихся в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли. Маркетинговая система включает следующие элементы: фирма-продуцент, фирма-поставщик, фирма-конкурент, фирма-посредник, потребитель (рынок).
Одни компании для получения быстрого экономического результата отдают предпочтение краткосрочным сделкам, а другие ориентируются на стратегическое сотрудничество в виде различных форм интеграции – партнёрств, альянсов, пулов, кооперации, ассоциаций и пр.
Выделяет три группы организационных форм взаимодействий компаний:
а) взаимодействие, основанное на различных формах совместной собственности на активы;
б) взаимодействие, построенное на договорных отношениях;
в) неформальные кооперационные соглашения.
Тенденции глобальных рыночных изменений, появление новых технологий, растущий дефицит ресурсов приводят к необходимости объединения усилий многих компаний для выдерживания острой конкуренции, получения синергетического эффекта и дополнительной прибыли. Фокус рыночных отношений смещается от собственно сделок в сторону организации интегрированных рыночных (маркетинговых) систем.
Под интегрированными маркетинговыми системами (ИМС) понимается объединение любых рыночных субъектов с целью формирования и доставки ценностей потребителям, начиная от создания союзов без взаимоинвестирования и заканчивая объединением капитала компаний в виде слияния или поглощения.
Партнёрство.как «одну из важнейших юридических форм организации предприятия. Партнёрство создаётся на основе договора, которым регулируются права и обязанности пайщиков (партнёров)…».
Л. Штерн считает, что партнёрские взаимоотношения основаны на тесных социальных, экономических, служебных и промышленных взаимосвязях, возникающих со временем. При этом имеет место тесное сотрудничество поставщиков и их посредников, либо поставщиков и их клиентов. Стороны должны иметь одинаковые цели, стратегии, процедуры заказов.
Альянс – это соглашение о кооперации двух или более независимых компаний с целью достижения синергии их объединённых и взаимодополняющих стратегических ресурсов.
Участники альянса, оставаясь независимыми, заключают соглашение о сотрудничестве в рамках четко оговоренных сфер деятельности, в основном с целью совместного завоевания новых рынков сбыта и продвижения продукции и услуг. Альянсы представляют собой более гибкую, нежели чем слияния и поглощения, форму.
В альянс могут вступать не только поставщики и клиенты компании, но и конкуренты. Среди различных видов альянсов некоторые учёные (Ф. Уэбстер, ) выделяют стратегические альянсы.
Пул– такая форма объединения компаний, при которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними в заранее установленной пропорции.
В практике российских компаний сотрудничество в форме пулов широкого распространения не получило.
Ассоциация – добровольное объединение юридических либо физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой, цели.
Объединение в форме ассоциации носит неформальный характер и поэтому часто его члены не выполняют принятых на себя обязательств. В тоже время авторитетная ассоциация может оказывать её членам юридическую, информационную, протекционистскую и другие виды помощи.