Описание технологии развития
Только формулирование целей, планомерное выполнение текущих заданий, определение необходимых для их достижения средств и ресурсов, в т.ч. и временных, позволяют специалисту эффективно управлять своей жизнедеятельностью, а также деятельностью организации и добиться успеха в любой профессиональной сфере. Постоянно возрастает роль самоменеджмента, так как развитие важнейших черт современного профессионала, а именно: достижение и поддержание высокой квалификации, способности вести за собой коллектив и/или менее компетентных коллег, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат - невозможно без работы над собой.
Так как управленец организует не только свою деятельность, но и операционный процесс организации в целом или её отдельных подразделений, ему необходимо знать и применять на практике основные положения и инструменты самоменеджмента. Из-за неправильной организации труда снижается мотивация работников, качество их труда, повышается риск возникновения ошибок, в т.ч. непоправимых, появляется дефицит рабочего времени, что существенно влияет на эффективность работы всей организации.
Успех каждого управленца во многом зависит от его умения распоряжается своим личным временем. Любой менеджер должен сознательно и системно использовать свое личное время, чтобы добиваться поставленной перед ним цели и решения задач. Успешные специалисты должны постоянно совершенствоваться, развивать свои навыки, четко расставлять приоритеты деятельности, эффективно использовать рабочее и личное время. От этого часто зависит не только личная профессиональная карьера, но и работа организации в целом.
Если сотрудники будут неправильно распоряжаться своим личным временем, то это может меня привести к неприятным ситуациям, срывам, дефектным операциям. Например, условия контракта не будут выполнены в срок, организации придется уплатить штраф, чтобы возместить убытки заказчику, связанные с простоем, некачественной продукцией, срывом плановых сроков. Это, в свою очередь, может негативно повлияет как на репутацию самого работника, так и репутацию организации в целом[25].
Для того чтобы снизить риск появления негативных ситуаций в организации должны создаваться необходимые условия, мотивы и атмосфера для постоянного профессионального роста, развития или совершенствования компетентности и личностных качеств всех работников.
Главной целью самоменеджмента в ООО «Инженерный центр» образование целостной системы самоуправления работников, которая бы развивала интеллектуальный потенциал организации, поощряла самостоятельность в операционной деятельности, способствовала улучшению ее качества, повышала личностную мотивацию. В современном обществе самоменеджмент становится одним из условий успеха специалистов любого уровня и организации в целом.
Развитие самоменеджмента в организации возможно осуществить за счет разработки совокупности мероприятий, улучшающих процессы управления работниками самими собой. Для того, чтобы приступить к разработке этих мероприятий, нужно сформировать технологию развития самоменеджмента организации, которая по возможности должна охватывать все стороны самоуправления управленцев и специалистов. Эта технология развития самоменеджмента в соответствии с работой[26] состоит из четырех этапов: подготовка; проведение; аключительные операции; мониторинг.
На этапе подготовки, как правило, исследуется состояние выбранного элемента в организации. Этот процесс можно выполнить различными путями. Например, можно созвать совещание руководства организации, чтобы в процессе свободной дискуссии выявить мнение специалистов о существующем состоянии самоменеджмента в организации, а также оценить возможности и созданные условия для его развития. Если такие условия отсутствуют, то следует выявить направления деятельности по развитию самоменеджмента организации. Другой подход связан с исследованием влияния нынешнего уровня самоменеджмента на производительность и качество труда в организации.
Кроме того, необходимо исследование отношению рядовых работников к сложившемуся уровню самоменеджмент в организации. В ходе анализа различных ситуаций и мнения экспертов выявляются недостатки, противоречия, затруднения в деятельности организации, фиксируются представления о существующих методах и средствах управления временем работников, находятся связи производительности труда с состоянием самоменеджмента.
При этом последовательно и подробно представляются процедуры технологической деятельности.
Подготовка
Рисунок 2. - Технология подготовки развития самоменеджмента в организации
На этапе развития самоменеджмента определяются инструменты для улучшения некоторых важных навыков самоуправления работников. Для оптимизации внутренней деятельности организации нужно изменить систему внутренних коммуникаций, которая должна отвечать современным требованиям, быть достоверной, доступной и своевременной.
Необходимо также создать нормативную базу организации, где будут регламентированы обязанности сотрудников. Это исключить повторы, пробелы, неточности и пересечения обязанностей работников организации.
При этом уделяется большое внимание мотивации персонала организации, так как любые изменения надо терпеливо внедрять и как-то поощрять. Особенно те, изменения, которые проводятся по инициативе руководства организации. Это процесс называется адаптацией персонала к изменениям. При этом производится слежение за отношением персонала к изменениям, а при необходимости и вмешательство в этот процесс. Технология развития самоменеджмента в организации представлена на рисунке 3.
Проведение
Рисунок 3. - Технология развития самоменеджмента в организации
На третьем этапе следует выполнять все работы по внедрению всех подготовленных мероприятий, документально их оформить, обработать результаты, рассмотреть полученные показатели деятельности организации и её подразделений. Важной процедурой является составление отчета, в котором будет проведено сравнение уровня самоменеджмента до проведения мероприятий и после. Технология заключительных операций развития самоменеджментав организации представлена на рисунке 4. Использование заключительных операций позволит все нововведения в организации закрепить документально.
Заключительные операции
Рисунок 4. - Технология заключительных операций развития самоменеджмента в организации
На этапе мониторинга проводится анализ всей проведенной деятельности, составляется смета всех расходов, выявляются недостатки в выполнения всего процесса улучшения самоменеджмента организации, вырабатываются мероприятия по улучшению показателей эффективности, подводятся также окончательные итоги участия специалистов процесса улучшения самоменеджмента организации. Технология мониторинга развития самоменеджмента в организации представлена на рисунке 5.
Мониторинг
Рисунок 5. – Технология мониторинга развития самоменеджмента в организации
Для освоения технологии развития самоменеджмента в организации предлагается введение нескольких мероприятий, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Мероприятия по развитию факторов самоменеджмента в организации
Наименование мероприятия | Средства реализации | Желаемый результат |
1. Сокращение временных затрат на внутреннии коммуникации | 1.1Создание автоматической централизованной системы информирования и оповещения сотрудников. 1.2Создание корпоративной почты и/или специальной программы. 1.3Уточнение регламента и обязанностей сотрудников. | 1.1 Быстрый обмен информацией внутри организации. 1.2 Повышение производительности эффективности работы в организации. 1.3 Эффективное использование времени. 1.4 Повышение уровня информированности работников. 1.5 Появление возможности слежения за ходом выполнения работ. |
2. Повышение работоспособности и дисциплины | 2.1 Концентрация сотрудников на конкретных задачах (четкое распределение задач). 2.2Организация рабочего места в соответствии с нормами. 2.3Четкое определение и планирование времени. 2.4Планирование работы в соответствии с психическими и физическими особенностями личности. | 2.1.Улучшение показателей работоспособности сотрудников. 2.2.Улучшение показателей работы организации в целом. 2.3.Повышение качества работы и сокращение затрат на ее выполнение. 2.4. Улучшение эмоциональной составляющей сотрудников. |
3. Повышение эффективности использования рабочего времени в организации | 3.1.Установление времени начала и конца рабочего дня (для всех или конкретного работника). 3.2.Проведение тренинга по тайм- менеджменту. 3.3. Уточнение штатного расписания. 3.4. Определение руководителем задач, расстановка приоритетов, разделение задач по исполнителям. | 3.1. Повышение производительности труда сотрудников. 3.2.Развитие навыков планирования и расстановки приоритетов. 3.3. Более полное использование рабочего времени сотрудниками. |
Усовершенствование самоменеджмента позволит организации, в первую очередь, сократить временные затраты на внутренние коммуникацию, благодаря быстрому и качественному обмену информации внутри организации, что повышает производительность и эффективность работы организации в целом.
Благодаря развитой системе коммуникации оптимизируется работа организации, сотрудники которой будут своевременно информированы о состоянии процессов деятельности, в частности, управленческих задач, проектов и т.д., а также они имеют возможность соотносить свою деятельность со смежными подразделениями, что гарантирует слаженную работу организации.
С повышением эффективности использования рабочего времени также повысится и производительность труда, что приведет к увеличению доходов компании. Овладевая методами тайм-менеджмента, специалисты более продуктивно организуют операционный процесс, их работа становится более эффективной, что положительно сказывается на результатах работы организации.
Многие управленцы перегружены функциональной деятельностью, у них слишком много обязанностей, делегирование помогло бы сократить затраты времени руководителей на выполнение типовых задач, к тому же это помогло определить возможности персонала, оценить результаты каждого сотрудника, его деловых и личностных качеств, оно также может повлиять на повышение эффективности управления в организации.
Важно также организовать работу по повышению квалификации сотрудников. Тем самым в организации создаются условия для развития персонала. Мероприятия по совершенствованию данного элемента играет важную роль в рамках развития самоменеджмента в организации, так как позволит использовать новые прогрессивные технологии в деятельности сотрудников.
Повышение личностной компетентности поможет повысить уровень ответственности персонала и его заинтересованность в результатах труда, а раскрытие инициативности усилит их возможности в творческом труде.