Семейная фотография конца xix века как источник для создания художественного образа авторской куклы
Научный руководитель - Киштеева Оксана Вячеславовна
Актуальность исследования.Начало XXI века ознаменовалось не только яркими политическими, экономическими и культурными событиями в жизни нашей страны, но и появлением нового самостоятельного вида декоративно-прикладного искусства - «Авторская художественная кукла».
В основе художественного образа данной композиции из кукол лежит старинная семейная фотография. Идея сохранения семейных традиций, реликвий, семейных ценностей стала основным лейтмотивом в создании образа. В итоге идея сформировалась как выставочный проект, состоящий из нескольких кукольных композиций объединенных одной темой «Семейная фотография». В каждой композиции представлена семья, пришедшая в фотосалон, принесшая с собой в фотосалон какую-либо вещь, которая является семейной реликвией, передающейся из поколения в поколение. Настоящая дипломная работа является частью этого проекта. В ней представлена семья, композиционным центром которой, той самой реликвией, является сама кукла, доставшаяся от матери сначала старшей дочери, а затем и младшей.
Цель дипломной работы - исследовать особенности семейной «кабинетной фотографии», являющейся основой художественного образа в создании авторской художественной куклы, разработать концепцию выставочного проекта.
Объектом исследованияявляется технология изготовления кукол из полимерной глины «паперклей» на основе папье-маше.
Предмет теоретического исследования- семейная фотография как носитель исторической информации о традициях, быте, образе жизни, костюме и т.д., и специфические особенности комбинированной технологии изготовления кукол.
Проектируемое изделие - композиция из трех кукол, выполненных в авторской комбинированной технике изготовления кукол из «паперклея».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по истории фотографии.
2. Проанализировать подлинники и копии «кабинетной фотографии» из фондов Минусинского краеведческого музея и из частных коллекций.
3. Выявить особенности женского городского костюма и специфику детского костюма конца XIX - начала XX веков.
4. Изучить литературу по антиквариату, в частности - антикварной кукле фирм Жюмо и Брю.
5. Изучить литературу по технологии изготовления кукол из «паперклея» и полимерного пластика.
6. Разработать и апробировать специфическую технологию изготовления куклы из «паперклея» и бумажной массы.
7. Обосновать выбор материала, технологии, композиционного решения для воплощения творческого замысла в материале
8. Разработать концепцию выставочного проекта «...со страниц старинного семейного альбома».
9. Выполнить декоративную композицию из трех художественных кукол в технике изготовления из «паперклея».
Теоретическая значимость работысостоит в том, что изученные материалы по истории фотографии, истории костюма и предметам антиквариата могут быть использованы в разработке комплекса кукольных композиций в рамках выставочного проекта «...со страниц старинного семейного альбома», одной из целей которого является распространение нового вида декоративно-прикладного искусства «авторской художественной куклы» в нашем регионе.
Практическая значимостьработы: она предназначена для использования как экспонат для тематических кукольных выставок и выставок современного декоративно-прикладного искусства, а также как предмет частной коллекции кукол.
Методическая значимостьработы состоит в описании авторской комбинированной технологии изготовления кукол из «паперклея» и бумажной массы, что может быть использовано в процессе подготовки художников ДПИ.
Шевчук Евгения Викторовна
Специальность 070801 -Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Головной убор к комплекту русского сарафанного комплекса. «Плат» (кружевоплетение на коклюшках, шитье)
Научный руководитель - Фитина Наталья Тимофеевна
Актуальность исследования.Русский народный костюм является одним из реликтов уходящей в прошлое, нивелирующейся под влиянием города национальной культуры. Для сохранения, культивирования народного костюма необходимо понимание важности, сохранения и знания о характере бытования костюма, его целостности, комплексности, его истории. Сегодня, за исключением немногих специалистов, знатоков русского костюма у нас нет, но проблема заключается еще и в том, что отсутствие этнографического знания порождает недостоверность в создаваемых народных костюмах. В настоящее время большая роль в этом виде деятельности отводится художественным коллективам, которые исполняют аутентичный фольклор, музеям, изготавливающим новоделы, и вузам, которые осуществляют научно-исследовательскую деятельность в этой области. Актуальность данного теоретического исследования заключается в необходимости создания подлинных русских народных костюмов ради сохранения единства нашей культуры.
Цель исследования:теоретическое обоснованиетехнологического проекта и изготовление в материале головного убора «Плат» (кружевоплетение на коклюшках, шитье) к комплекту русского сарафанного комплекса.
Объект исследования: разработка проектаголовного убора к комплекту русского сарафанного комплекса.
Предмет теоретического исследования:использование технологийкружевоплетения и шитья в процессе изготовления головного убора «Плат» к комплекту русского сарафанного комплекса.
Проектируемое изделие:головной убор «Плат» как часть комплекта русского сарафанного комплекса, выполненный в технике кружевоплетения на коклюшках и шитья.
Задачи исследования:
l. Ha основе изучения литературных источников проанализировать историю русского народного головного убора и применяемого в нем кружевоплетения.
2. Выявить характерные особенности композиции кружева для проекта платка с кружевом.
3. Рассмотреть характерные приемы вятского кружева.
4. Выполнить графические схемы и образцы кружевоплетения.
5. Описать технологическую последовательность изготовления изделия.
6. Выполнить головной убор «Плат» в технике вятского кружевоплетения металлической нитью (золото).
Теоретическая значимость исследования:проанализирован, систематизирован и описан материал о праздничном головном уборе к комплекту сарафанного комплекса.
Методическая значимость исследованиязаключается в том, что материалы теоретических и практических разделов работы могут быть использованы при изучении технологий художественной обработки нитей и тканей, дисциплины «Народный костюм»; образцы и пробники «золотного» кружева могут использоваться при обучении студентов кружевоплетению.
Практическая значимость исследования:выполненное изделие предназначено как для использования в выставочной деятельности (тематических, выставках изделий народного ДЛИ), так и как образец новодела по формообразованию и декору, максимально приближенному к подлинному.