По созвучию окончаний строк
Рифма | Описание | Пример |
Перекрестная | АБАБ | Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья... (А. Фет) |
Парная | ААББ | Солнца луч промеж лип был жгуч и высок, Пред скамьей ты чертила блестящий песок, Я мечтам золотым отдавался вполне, — Ничего ты на все не ответила мне. (А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) | АББА | Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слышны, Кудри твои так обильны и пышны, Свеж и душист твой роскошный венок. (А. Фет) |
СТРОФА
Строфа — (греч. strophe — круг, оборот) — группа из определенного числа стихотворных строк, повторяющихся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
ВИДЫ СТРОФ
Строфа | Характеристика | Пример |
Дистих (двустишие) | Самостоятельное двустишие, выражающее законченную мысль | Добрые люди, спокойно вы жили, Милую дочь свою нежно любили. (Н. Некрасов) |
Терцина | Строфа, состоящая из трехстиший, связанных цепью переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка АБА — БВБ — ВГВ и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу. Утратив правый путь во тьме долины, Каков он был, о, как произнесу. Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! (Данте А. «Божественная комедия») |
Катрен | Четверостишие, строфа из четырех строк; самая распространенная строфа русской поэзии | Умом Россию не понять, Аришном общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев) |
Пятистишие | Строфа из пяти сихотворных строк, которые рифмуются: АБААБ — АБББА — ААББА | В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. (А. Пушкин) |
Секстина | Строфа, состоящая из шести стихотворных строк с рифмовкой ААБВВГ или АБАБВВ ) | Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу — С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. (Ф. Тютчев |
Семистишие | Строфа, состоящая из семи стихотворных строк; практически не используется русскими поэтами | Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик, Гзи-гзи-гэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило лицо. (В. Хлебников) |
Октава | Строфа из восьми стихотворных строк с рифмовкой АБАБАБВВ; обязательным является чередование мужских и женских окончаний Бывает * Лирическая * Лирико-сатирическая | Обол — Харону: сразу дань плачу Врагам моим. — В отваге безрассудной Писать роман октавами хочу. От стройности, от музыки их чудной Я без ума; поэму заключу В стесненные границы меры трудной. Попробуем, — хоть вольный наш язык К тройным цепям октавы не привык. (Д. Мережковский) |
Нона | Строфа, состоящая их девяти стихотворных строк, представляющая собой октаву с наращенной строкой перед заключительным двустишием; применяется крайне редко | Пришел и сел. Рукой задвинул Лица пылающего книгу. И месяц плачущему сыну Дает вечерних звезд ковригу. «Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока Да это небо, Да эти облака!» (В. Хлебников |
Десятистишие | Строфа, состоящая из десяти стихотворных строк | Классические оды XVIII века |
Сонет | Вид сложной строфы; стихотворение, состоящее из 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины); в катренах повторяются только две рифмы, в терцинах — две или три. Расположение рифм допускает много вариантов | Однажды дома я весь вечер просидел. От скуки книгу взял — и мне сонет открылся. Такие ж я стихи сам сделать захотел. Взял лист, марать его без милости пустился. Часов с полдюжины над приступом потел. Но приступ труден был — и, сколько я ни рылся В архиве головной его там не нашел. С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился. Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой; Мне Феб тотчас пропел на лире золотой: «Сегодня я гостей не принимаю». Досадно было мне — а все сонета нет. «Так черт возьми сонет!» — сказал — и начинаю Трагедию писать; а написал сонет. (И. Дмитриев) |
Онегинская строфа | Строфа, состоящая из 14 строк: трех четверостиший, каждое из которых имеет свою рифмовку (перекрестная, парная, кольцевая) и заключительного двустишия. Создана и использована А. Пушкиным в романе “Евгений Онегин” | Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Позвольте мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. (А. Пушкин) |