По созвучию окончаний строк

Рифма Описание Пример
Перекрестная АБАБ Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья... (А. Фет)
Парная ААББ Солнца луч промеж лип был жгуч и высок, Пред скамьей ты чертила блестящий песок, Я мечтам золотым отдавался вполне, — Ничего ты на все не ответила мне. (А. Фет)
Опоясывающая (кольцевая) АББА Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слышны, Кудри твои так обильны и пышны, Свеж и душист твой роскошный венок. (А. Фет)

СТРОФА

Строфа — (греч. strophe — круг, оборот) — группа из определенного числа стихотворных строк, повторяющихся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

ВИДЫ СТРОФ

Строфа Характеристика Пример
Дистих (двустишие) Самостоятельное двустишие, выражающее законченную мысль Добрые люди, спокойно вы жили, Милую дочь свою нежно любили. (Н. Некрасов)
Терцина Строфа, состоящая из трехстиший, связанных цепью переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка АБА — БВБ — ВГВ и т.д. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу. Утратив правый путь во тьме долины, Каков он был, о, как произнесу. Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! (Данте А. «Божественная комедия»)
Катрен Четверостишие, строфа из четырех строк; самая распространенная строфа русской поэзии Умом Россию не понять, Аришном общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)
Пятистишие Строфа из пяти сихотворных строк, которые рифмуются: АБААБ — АБББА — ААББА В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. (А. Пушкин)
Секстина Строфа, состоящая из шести стихотворных строк с рифмовкой ААБВВГ или АБАБВВ ) Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу — С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. (Ф. Тютчев
Семистишие Строфа, состоящая из семи стихотворных строк; практически не используется русскими поэтами Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик, Гзи-гзи-гэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило лицо. (В. Хлебников)
Октава Строфа из восьми стихотворных строк с рифмовкой АБАБАБВВ; обязательным является чередование мужских и женских окончаний Бывает * Лирическая * Лирико-сатирическая Обол — Харону: сразу дань плачу Врагам моим. — В отваге безрассудной Писать роман октавами хочу. От стройности, от музыки их чудной Я без ума; поэму заключу В стесненные границы меры трудной. Попробуем, — хоть вольный наш язык К тройным цепям октавы не привык. (Д. Мережковский)
Нона Строфа, состоящая их девяти стихотворных строк, представляющая собой октаву с наращенной строкой перед заключительным двустишием; применяется крайне редко Пришел и сел. Рукой задвинул Лица пылающего книгу. И месяц плачущему сыну Дает вечерних звезд ковригу. «Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока Да это небо, Да эти облака!» (В. Хлебников
Десятистишие Строфа, состоящая из десяти стихотворных строк Классические оды XVIII века
Сонет Вид сложной строфы; стихотворение, состоящее из 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины); в катренах повторяются только две рифмы, в терцинах — две или три. Расположение рифм допускает много вариантов Однажды дома я весь вечер просидел. От скуки книгу взял — и мне сонет открылся. Такие ж я стихи сам сделать захотел. Взял лист, марать его без милости пустился. Часов с полдюжины над приступом потел. Но приступ труден был — и, сколько я ни рылся В архиве головной его там не нашел. С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился. Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой; Мне Феб тотчас пропел на лире золотой: «Сегодня я гостей не принимаю». Досадно было мне — а все сонета нет. «Так черт возьми сонет!» — сказал — и начинаю Трагедию писать; а написал сонет. (И. Дмитриев)
Онегинская строфа Строфа, состоящая из 14 строк: трех четверостиший, каждое из которых имеет свою рифмовку (перекрестная, парная, кольцевая) и заключительного двустишия. Создана и использована А. Пушкиным в романе “Евгений Онегин” Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Позвольте мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. (А. Пушкин)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Наши рекомендации