Жизненный цикл инновации включает следующие этапы.
– возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование новшества у его владельца);
– освоение в производстве;
– диффузия (тиражирование на других объектах);
– рутинизация (стабильное, без изменения, использование).
Рис.1 Основные этапы инновационного процесса
Подходы к организации инновационного процесса претерпевали эволюционные изменения. Исторически первый подход основан на модели «технологического толчка» (рис 2), когда инновация становится результатом поступательного развития научно-технического прогресса.
Рис 2. Модель «технологического толчка» (Technology push); 1950 – 1960-е гг.
С развитием рыночных отношений, усилением конкурентной борьбы организации приходят к пониманию того, что не наука, а бизнес должен инициировать инновации, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности потребителя. Начинает формироваться новый подход к организации инновационного процесса, основанный на модели «вытягивания рынком» (рис 3)
Рис 3 Модель «вытягивания рынком» (Market pull); 1960 – 1970-е гг.
Инновационный процесс третьего поколения, относящийся к периоду конца 1970-х – начала 1980-х гг., по Ротуэллу, все еще последовательный, но с обратными связями.
Особенность данной модели заключается в выделении логически последовательных, функционально обособленных, но взаимодействующих и взаимозависимых этапов. Ее достоинством является представление нововведения как результат взаимодополняемости технологических возможностей и рыночных потребностей в рамках инновационной фирмы и отказ от линейного описания инновационного процесса.
Интегрированная модель (четвертое поколение) инновационного процесса, появившаяся в практике компаний во второй половине 1980-х гг., обозначила переход от рассмотрения инновации как преимущественно последовательного процесса к пониманию инновации как параллельного процесса, включающего одновременно элементы исследований и разработок, разработки прототипа, производства и т.д.
По мнению Р. Ротуэлла, модель четвертого поколения соответствует лучшей современной мировой практике. На рис. 4 изображен процесс разработки нового продукта
Рис 4 Совмещенная модель организации инновационного процесса,
Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована с точки зрения маркетинга, а все этапы разработки – координироваться специальной межфункциональной группой. Исследования показывают, что успех новых товаров во многом определяется широким использованием работы межфункциональных групп
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение инновации. В чем отличие инновации и новшества?
2. Охарактеризуйте инновацию-продукт и инновацию-процесс.
3. Что понимается под технологическими инновациями? Назовите виды технологических инноваций.
4. В чем суть стратегических и реактивных инноваций?
5. Приведите примеры управленческих, маркетинговых, социальных, технологических инноваций.
6. Какие функции субъекта инновационного вам известны?
7. В чем специфические особенности этих функций?
8. Что является объектом управления инновационного менеджмента?
9. Охарактеризуйте основные группы субъектов инновационного процесса.