Математическая модель задачи

Целевая функция:

Математическая модель задачи - student2.ru (3)

Система ограничений задачи имеет вид:

Математическая модель задачи - student2.ru (4)

Решение. Решим задачу линейного программирования (3), (4) с помощью возможностей табличного процессора MS Excel.

1. Запускаем MS Excel.

2. На листе в ячейки Математическая модель задачи - student2.ru зарезервированные для управляемых переменных Математическая модель задачи - student2.ru , Математическая модель задачи - student2.ru , Математическая модель задачи - student2.ru , Математическая модель задачи - student2.ru соответственно, введём любые начальные значения. Пусть это будет Математическая модель задачи - student2.ru

3. В ячейку В1 введём формулу =0*А1+1*А2+2*А3+3*А4.

4. В ячейку В2 – формулу =5*А1+3*А2+2*А3+0*А4.

5. В ячейку Математическая модель задачи - student2.ru – формулу =А1+А2+А3+А4.

6. Запускаем надстройку Поиск решения (Сервис Математическая модель задачи - student2.ru Поиск решения).

7. В появившемся диалоговом окне введём информацию:

- Установить целевую ячейку: Математическая модель задачи - student2.ru

- Равной: минимальному значению;

- Изменяя ячейки: Математическая модель задачи - student2.ru

- Ограничения: $B$1>=900; $B$2>=1500; $A$1:$A$4>=0; $A$1:$A$4 – целые.

8. Нажимаем кнопку Выполнить. В результате получаем следующее:

Математическая модель задачи - student2.ru

Интерпретация полученного результата. Оптимальное значение целевой функции Математическая модель задачи - student2.ru Это значит, что нужно разрезать, как минимум, 570 заготовок, чтобы получить 300 комплектов столбов.

Переменные при оптимальном плане разрезания принимают значения: Математическая модель задачи - student2.ru Это означает, что по 1-му варианту нужно разрезать 120 заготовок, по 3-му – 450 заготовок, 2-й и 4-й варианты не используются как экономически невыгодные.

Задача 3.В исправительной колонии решили построить деревянную часовню из круглых брёвен. Имеются брёвна из дорогостоящей древесины длиной 10 метров. Для строительства нужны брёвна длиной 2,5 м, 3,5 м и 4,5 м в количестве 30, 40 и 60 штук соответственно.

Требуется найти такие сочетания различных вариантов разрезания стандартных брёвен, чтобы полностью удовлетворить потребность строительства с минимальными потерями (отходами).

Построение математической модели. Рассмотрим все возможные варианты распила стандартного бревна длиной 10 м, соответствующие данные приведем в таблице.

Длина бревна (м) Варианты разрезания Минимальное количество брёвен
2,5
3,5
4,5
Отходы (м) 1,5 0,5 0,5  

Определим переменные:

Математическая модель задачи - student2.ru – количество брёвен, разрезаемых по варианту Математическая модель задачи - student2.ru . Ограничения непосредственно связаны с требованием обеспечить изготовление требуемого количества нестандартных бревен. Используя данные таблицы, получим:

Математическая модель задачи - student2.ru – число столбов длиной 2,5 м;

Математическая модель задачи - student2.ru – число столбов длиной 3,5 м;

Математическая модель задачи - student2.ru – число столбов длиной 3,5 м.

Выражение для суммарной величины отходов (обрезки) имеет вид:

Математическая модель задачи - student2.ru .

Таким образом, математическая модель рассматриваемой задачи в общем виде выглядит следующим образом:

Математическая модель задачи - student2.ru (1)

Математическая модель задачи - student2.ru (2)

Решение. Решим задачу линейного программирования (1), (2) с помощью возможностей табличного процессора MS Excel.

1. Запускаем MS Excel.

2. На листе в ячейки А1:А6, зарезервированные для управляемых переменных Математическая модель задачи - student2.ru соответственно, введём любые начальные значения. Пусть во всех ячейках будет 1.

3. В ячейку В1 введём формулу
=0*А1+2*А2+2*А3+4*А4+1*А5+0*А6.

4. В ячейку В2 – формулу =1*А1+1*А2+0*А3+0*А4+2*А5+0*А6.

5. В ячейку В3 – формулу =1*А1+0*А2+1*А3+0*А4+0*А5+2*А6.

6. В ячейку Математическая модель задачи - student2.ru – формулу =2*А1+1,5*А2+0,5*А3+0*А4+0,5*А5+1*А6.

7. Запускаем надстройку Поиск решения (Сервис Математическая модель задачи - student2.ru Поиск решения).

8. В появившемся диалоговом окне введём информацию:

- Установить целевую ячейку: Математическая модель задачи - student2.ru

- Равной: минимальному значению;

- Изменяя ячейки: $A$1:$A$6;

- Ограничения: $B$1=30; $B$2=40; $B$3=60; $A$1:$A$6>=0; $A$1:$A$6 – целые.

9. Нажимаем кнопку Выполнить. В результате получаем следующее:

Математическая модель задачи - student2.ru

Интерпретация полученного результата. Оптимальное значение целевой функции Математическая модель задачи - student2.ru Переменные при оптимальном плане разрезания принимают значения: Математическая модель задачи - student2.ru

Это означает, что по 1-му, 2-му и 4-му вариантам нужно распилить по 2 бревна, по 5-му – 18 брёвен, по 6-му – 29 брёвен, 3-й вариант не используется как экономически невыгодный. При таком плане разрезания брёвен количество отходов (суммарная длина обрезков) будет минимальным и составит 45 м.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 16.5

Наши рекомендации