II. Открытие нового знания.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение:
Небеса прозрачны, как речной поток.
Звездочкой невзрачной кружится листок.
В поле паутинка, как струна, звонка.
И грустит травинка, что зима близка.
Дмитро Павлычко
– О каких изменениях в неживой природе говорится в этом стихотворении?
– О каких изменениях в живой природе рассказывает автор? (О жизни растений осенью.)
– Сегодня на уроке мы узнаем, как животные готовятся к зиме.
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 30–31).
– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. О каких животных Миша спрашивает свою сестру? (По рисунку видно, что Миша спрашивает о том, как готовятся встретить зиму бабочка, змея, лягушка, медведь, лиса, белочка, еж, птицы, мышь, заяц.)
– С наступлением холодов меньше становится корма для животных. Поэтому некоторые животные запасают пищу впрок. Кто это? (Белка, мышь.)
– А другие готовят зимние убежища и впадают в спячку. Это кто? (Медведь, еж.)
Учащиеся рассказывают о жизни животных осенью.
2. Фронтальная беседа по теме «Осенние изменения в жизни животных».
Учитель демонстрирует таблицу «Насекомые осенью».
Насекомые осенью
– На рисунке показано, как насекомые готовятся к зиме.
– Понаблюдайте за насекомыми. Когда их больше: в теплый и солнечный или в холодный и пасмурный день?
– Рассмотрите муравья, муху. Сосчитайте, сколько ног у этих насекомых.
– Какие есть насекомые в вашей местности? Как они готовятся к зиме?
Учитель показывает изображения животных и рассказывает, как они готовятся к зиме.
водомерки
Те самые водомерки, которые все лето, как на коньках, носились по воде, на воде охотились и поедали добычу, – вдруг эти водомерки сами полезли на сушу! Дергая длинными ногами, неловко подскакивая, переворачиваясь, падая, выползли они на берег и забились под сплетение трав и мха. Там они уснут до весны. А весной снова, как на коньках, покатят по чистой воде!
Н. Сладков
ТРИТОНЫ
Почувствовав конец теплу, тритоны отыскивают чужие подземные убежища или, работая передними лапками и тараня головой мягкую лесную подстилку, древесную труху, торф, зарываются поглубже и спят.
Г. Трафимова
летучие мыши
Летучие мыши на зиму забираются в подвалы, погреба, другие убежища. Уцепятся крючковатыми коготками задних ног за что-нибудь и висят вниз головой, укрывшись, как плащом, своими мягкими перепончатыми крыльями. Некоторые из них собираются большой компанией, висят рядками, тесно прижавшись друг к другу или сбившись кучками, другие зимуют в одиночку.
Г. Трафимова
сам себе кладовая
А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и все тут. Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.
Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже – и на боковую.
Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.
В. Бианки
То он белый, то русак,
Не найти его никак.
Коль найдешь, так не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьет наш мальчик!
А зовется просто – … (зайчик).
3. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказы «Кто и куда спешит осенью спрятаться», «Куда осенью пропадают лягушки и жабы», «Кто к зиме переодевается», «Как ежи к зиме готовятся», «Делают ли звери запасы к зиме?».
4. Работа в печатной тетради (задание 20).
– Какие животные здесь изображены?
– Что же запасают на зиму полевка, поползень и белка?