Информационное общество и электронное обучение
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1.1. Информационное общество и электронное обучение
1.2. Преимущества электронного обучения
1.3. История развития ДОТ в России, нормативно-правовое обеспечение
Материалы для самостоятельной работы
Информационное общество и электронное обучение
XXI век характеризует огромная и всевозрастающая мощь широко используемых сегодня в мире информационных и коммуникационных технологий, в сущности, это революция, которая по своим последствиям превосходит промышленную революцию XIX века и научно-техническую – середины XX столетия.
Информационное общество – благоприятная среда для развития «среднего класса», являющегося основным социальным слоем во всех развитых странах. Традиционные сферы деятельности этого класса: научные исследования, образование, культура, высокотехнологические и наукоемкие производства, удельный вес всех их будет стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.
Главный отличительный признак информационного общества представляет собой свободу доступа к информации и свободу в ее распространении. Сегодня реальностью становится развертывание массовой системы более качественного обучения на дальних расстояниях, практически не ограниченного возрастными рамками, системы постоянного повышения квалификации.
Обучение с использованием электронных коммуникаций существенно расширяет кругозор учащихся и их контакты, позволяет учесть индивидуальные особенности, создает возможности для усвоения самых современных знаний и навыков.
Огромную роль в успешном и ускоренном развитии информационного общества России играет электронное обучение. Особая роль в стране с такой громадной территорией отводится новым технологиям дистанционного обучения.
Существует огромное количество терминов, подразумевающих использование в образовательном процессе тех или иных дистанционных образовательных технологий (ДОТ): электронное обучение, дистанционное обучение (ДО), смешанное и др. Термин «e-learning» или «электронное обучение» является наиболее универсальным. Под «e-learning» понимается способ организации процесса самостоятельного изучения учебных материалов с использованием электронной образовательной среды и доставкой контента (содержания) через электронные носители.
Внедрение элементов электронного обучения лежит в основе электронной составляющей Болонского процесса, идея которой в построении европейской зоны высшего образования посредством создания европейского виртуального пространства.
Перечислим основные (с точки зрения информационно-коммуникационных технологий) категории Болонской декларации:
мобильность студента, преподавателя;
дистанционный доступ к образовательным ресурсам и базам знаний;
управление данными в распределенных образовательных средах;
образовательное сообщество и сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями.