Структура звуковой сферы фильма
Вопросы к зачету
1. Особенности звукового решения анимационного фильма
2. Речь в анимации
3. Шумы в анимации
4. Музыка в анимации
5. Синтезированные звучания в звуковом дизайне анимационного фильма
6. Звуковой дизайн фильма «Птицы» А. Хичкока
7. Звуковой дизайн фильма «Солярис» А. Тарковского
8. Звуковой дизайн фильма «Звездные войны»
9. Звуковой дизайн фильма «Трон» (1982)
10. Звуковой дизайн фильма «Апокалипсис сегодня»
Дополнительные вопросы для Дорощенко:
Звуковой дизайн фильмов:
Backdraft, ET, Jurassic Park, Predator, Terminator 2, THX 1138, The Conversation, Сталкер.
Конспект лекций
Введение. Звук в аудиовизуальном искусстве
Понятием звуковой дизайн обозначают:
1) создание специальных звуковых эффектов;
2) концептуальны й дизайн всего звукового трека;
3) организация звукового пространства в кинотеатре.
В аудиовизуальном взаимодействии изображения и звука оба восприятия — и зрительное, и слуховое — влияют друг на друга, что приводит к их обоюдной трансформации. Мы увидим нечто другое, если в тот же момент мы еще и что-то слышим; мы никогда не услышим то же самое, если в этот же время мы еще и видим изображение.
Так, если провести эксперимент и убрать звук в начале фильма Бергмана «Персона», то в кадре, где гвоздь пронзает руку, вместо одного мы увидим три раздельных кадра (звук объединял три кадра воедино). Более того, пронзаемая гвоздем рука в тишине воспринимается абстрактно, тогда как со звуком она производит ужасающий эффект. В дальнейшем вся сцена без звука также теряет свой ритм и единство.
Этот пример ярко иллюстрирует термин французского композитора и исследователя Мишеля Шиона (Michel Chion) «добавленное значение» (valeur ajoutée) — экспрессивное и информативное значение, которое звук придает изображению для создания определенного впечатления. В аудиовизуальном искусстве многие события (падения, взрывы и т. д.) приобретают свою материальность только благодаря звуку. Но прежде всего добавочным значением обладают текст, речь, язык.
Одно из важнейших значений звука в АВИ — это его способность влиять на восприятие движения объектов и персонажей и его скорости. Звук постоянно подразумевает движение, тогда как в кадрах с движущимися предметами многие другие предметы могут оставаться неизменными. В то же время звук по самой своей природе неизбежно содержит перемещения или возбуждения, пусть даже самые минимальные. Статичность звука проявляется очень редко, в основном, в некоторых искусственных звуках, таких как телефонный звонок или шум громкоговорителя. Кроме того при восприятии слух обрабатывает информацию быстрее, чем зрение, и эта информация запоминается точнее. Зрению необходимо обработать большое количество информации о предметах и их расположении в пространстве.
В немом кино кадры намеренно упрощались, чтобы пространственная сложность не создавала препятствий для восприятия во времени. В звуковом кино звук способен направлять наше внимание по определенной визуальной траектории. Такая организация изображения во времени с помощью звука во многом зависит как от природы самого звука — его непредсказуемости и иррегулярности — так и от природы изображения, которое может быть как статичным (начало «Персона»), так и содержать собственное движение, в частности, микроритм, создаваемый дождем, дымом и т. д.
Важно также учитывать тот культурный и кинематографический код, который несет в себе звук. Например, в опере для создания драматического напряжения используется тремоло струнных; в кино подобный эффект может достигаться и с помощью шумов. Например, стрекот ночных насекомых в финальной сцене «Children of a Lesser God» (Randa Haines, 1-44:50) создает тот же эффект концентрации внимания, что и тремоло, делая нас чувствительными к малейшим нюансам происходящего.
Структура звуковой сферы фильма
Как писала польский музыковед З. Лисса еще в 1960-е гг., материал звуковой сферы в кино состоит из «четырех групп явлений, которые, в зависимости от драматургии, а также от намерений режиссера и композитора, связаны между собой самыми разнообразными способами» [Лисса З. Эстетика киномузыки. М.: Музыка, 1970 – 495 с. С. 79]. К этим группам относятся шумы, музыка, речь и тишина.
Традиционно «в профессиональном кино- и телепроизводстве диалог, музыка и звуковые эффекты отделены друг от друга весьма строго, и важно понимать, что в таком контексте запись речи и музыки никогда не могут являться звуковыми эффектами, несмотря на использование тех же процессов обработки, таких как реверберация или флэнджер» [Sound Effect: [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Sound_effect]. Действительно, каждый из элементов звуковой сферы аудиовизуального произведения выполняет свою определенную функцию. Шумы представляют собой, как правило, «нечто однократное, имеют значение информации о чем-то реальном» [Лисса З. Эстетика киномузыки. М.: Музыка, 1970 – 495 с. С. 266]. «Прямая связь слышимого звука с представлением о предмете, его издающем, – важнейшая сторона шумового восприятия» [Франк Г. Я. Звукорежиссура факта: Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПбГУКиТ, 2007. – 60 с. С. 91]. Музыка, создающая необходимую эмоциональную окраску и демонстрирующая авторское отношение к изображаемому, за многовековую историю своего развития формирует собственный язык на невербальном уровне. Речь прежде всего является носителем семантического содержания, связанного с фабулой и сюжетом конкретного аудиовизуального произведения. Не следует забывать, что кино прежде всего вокоцентрично. Во время съемок из всего звука записывается практически только речь, и в финальном миксе голос изолируется наподобие сольного инструмента, для которого остальные звуки (музыка, шумы) являются аккомпанементом. Все технологические усовершенствования в области звукозаписи направлены в первую очередь на улучшение качества записи речи, повышения ее разборчивости и узнавания. Как в кино, так и в повседневной жизни мы сначала обращаем внимание на речь, а уже потом на шумы окружающей среды и музыку.