Консультации по признанию незаконными решений и действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров
Корректировка таможенной стоимости- консультация адвоката.
04.02.2009
Корректировка таможенной стоимости товара. Юридическая помощь при обжаловании в суде.
Консультации по признанию незаконными решений и действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость является одним из основных показателей в таможенном деле. Несогласие таможенных органов с заявленной декларантом таможенной стоимостью в дальнейшем может повлечь ее изменение путем принятия решения о корректировке таможенно стоимости. В этом случае декларанту грозит доплата существенной суммы таможенных платежей. В связи с этим многие декларанты обращаются за судебной защитой своих экономических прав, связанных с незаконной корректировкой таможенной стоимости товаров.
Основания признания действий таможенных органов незаконными можно условно представить следующим образом :
1) декларант представил документы, подтверждающие заявленную им таможенную стоимость товара (определенную по первому методу), а таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, которые препятствуют применению основного метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами; не доказал, что представленные документы не содержат количественно определенную, достаточную информацию о цене сделки (ст. 12 Закона о таможенном тарифе);
2) таможенный орган при проведении корректировки таможенной стоимости товара нарушил требования ст. 20-24 Закона - последовательность применения методов определения таможенной стоимости, ссылаясь на отсутствие необходимой и удовлетворяющей Закон информации (о ценах на идентичные, однородные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в соответствующие сроки на сопоставимых коммерческих условиях, и т.д.). Но корректировка таможенной стоимости все таки проведена. Если идентичные, однородные товары ввозятся в Россию, то объективные препятствия для получения информации о ценах сделок с ними, расходах в связи с их реализацией на внутреннем рынке и т.д., позволяющие принять обоснованное решение по таможенной стоимости, отсутствуют. Согласно п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов;
3) таможенные органы при проведении корректировки таможенной стоимости товара принимают за основу таможенной стоимости информацию о цене сделки, которая содержится в электронных базах данных, в различных каталогах («Товары и цены», «Из рук в руки» и др.) путем ссылки на определенные ГТД. Такая ссылка не является источником ценовой информации при определении стоимости по резервному методу, так как не отвечает требованиям ст. 24 Закона, не учитывает особенностей внешнеэкономического контракта (условия поставки товаров, в том числе такие факторы, оказывающие влияние на их цену, как закупка непосредственно у производителя, объемы поставок и т.п.), не сопоставляются и не учитываются базовые, исходные условия сделок;
4) таможенные органы ссылаются на наличие условий, влияние которых не может быть учтено при продаже, при этом не обосновывают, влияние каких именно условий не может быть учтено, и в чем данное влияние при определении таможенной стоимости заключается;
5) использование усредненных данных по группам товаров является недостаточно правомерным так как товар, цена которого, приведенная в источнике ценовой информации, должна относиться к товару, описанному таким образом, чтобы была возможность идентифицировать его с товаром, в отношении которого таможенным органом была проведена корректировка таможенной стоимости.
Указанные основания многократно корреспондируют к решениям Президиума Высшего Арбитражного суда о признании незаконным решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров.
При таможенном оформлении некоторые таможенные органы запрашивают информацию и документы, которые не имеют прямого отношения к определению таможенной стоимости: экспортные декларации страны вывоза, калькуляцию себестоимости, сертификаты качества, и т.д. и т.п. Зачастую у декларанта просто отсутствует объективная возможность для получения и представления подобных запрошенных документов. И это также нередко бывает поводом корректировки таможенной стоимости.
Согласно п. 1, 2 ст. 63 ТК РФ таможенные органы при таможенном оформлении вправе требовать от участников внешнеэкономической деятельности представления только тех документов и сведений, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено ТК РФ.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Направление дополнительных запросов таможенными органами правомерно лишь в том случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров (п. 4 ст. 323 ТК РФ).
Итак, запрос дополнительных документов можно признать необоснованным в следующих случаях:
- декларант представил достоверные документы, содержащие непротиворечивые сведения о цене товара, позволяющие идентифицировать их с четко определенными количественными характеристиками товара;
- таможенный орган не указал, какие сведения подлежат уточнению и по какой причине;
- таможенный орган запросил документы, не влияющие на принятие решения о достоверности таможенной стоимости;
- таможенный орган установил срок, не отвечающий требованиям разумности и достаточности.
В случае судебного обжалования участником ВЭД решения вышестоящего таможенного органа, вынесенного по результатам ведомственного контроля по вопросам таможенной стоимости, он вправе оспорить такое решение в суде, предъявив иск о признании недействительным решения государственного органа, согласно ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность по доказыванию законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на таможенный орган или должностное лицо, которые совершили эти действия (бездействие). При рассмотрении заявления об обжаловании решения конкретного таможенного органа именно этот таможенный орган в соответствии с АПК РФ обязан доказать законность проведенной им корректировки таможенной стоимости и обосновать свою позицию.
С учетом изложенного, при оспаривании решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
- имели ли место основания для неприменения избранного декларантом метода определения таможенной стоимости;
- соблюдены ли требования, предъявляемые к процедуре проведения корректировки таможенно йстоимости;
- соблюдена ли последовательность применения методов определения таможенной стоимости при корректировку таможенной стоимости;
- соблюдены ли требования, предъявляемые к методу, примененному таможенным органом при корректировке таможенной стоимости.
А также - таможенный орган должен обоснованно аргументировать свой отказ в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара.