Определение экономической эффективности перевозки моркови в 5-вагонной секции ZB-5.
Перевозка грузов считается экономически целесообразной, если доходы от перевозки (Д) превышают расходы на перевозку (Р), в этом случае прибыль (П) определяется как Д-Р.
Основной доход железной дороги от перевозки грузов – тариф (Т).
С августа 2003 г. тариф на перевозку определяется в соответствии с прейскурантом №10-01.
Тариф на перевозку СПГ в РПС общего парка определяется по формуле
схема №30
, руб/ваг
где 12355 руб – ставка за начально-конечные операции
- ставка за движенческую операцию
- расстояние перевозки, км
- коэффициент, учитывающий изменение себестоимости
и тарифа в зависимости от дальности перевозки.
При дальности перевозки от 160 км до 3000 км рассчитывается по формуле
(руб/ваг)
Доход (Д) рассчитывается по формуле
, руб/ваг
где - коэффициент индексации
=2,36
(руб/ваг)
Расход на перевозку определяется по формуле
, руб/ваг
где - себестоимость перевозки 1 т груза на 1 км
, руб/ткм
где - расходы на передвижению вагона с грузом
и без него
-расходы на ремонт и реновацию подвижного
состава
- расходы на обслуживание перевозки
(зарплаты, затраты на экипировочные
материалы, накладные расходы депо
приписки)
Все три составляющие себестоимости перевозчики определяют методом расходных ставок.
, руб/ткм
, руб/ткм
, руб/ткм
где - расходная ставка на ремонт
руб/в-ч
- расходная с тавка на обслуживание
руб/в-ч
где - доля РПС, находящихся в резерве
Расходы на передвижение состоят из:
- зависящих от размеров движения расходов
- независящих от размеров движения расходов
, руб/ткм
Для определения необходимо составить таблицу измерителей и определить затраты по ним. (таблица 6.1)
В таблице 6.2 указаны значения переменных из таблицы 6.1.
буквенное обозначение | числовое значение переменной | смысл переменной |
Рт | Рт=40 т | вес тары вагона |
Gбр | Gбр=3800 т | масса состава брутто |
β1 | β1=0,2 | коэффициент, учитывающий вспомогательный пробег локомотива |
β2 | β2=0,16 | коэффициент, учитывающий линейный пробег локомотива |
Sл | Sл=550 км | среднесуточный пробег локомотива |
Pл | Pл=200 т | вес локомотива |
β3 | β3=0,09 | отношение одиночного пробега локомотива к пробегу поезда |
Vуч | Vуч=41 км/ч | участковая скорость |
Ψ | ψ=0,023 | вспомогательное время работы бригады, отнесенное на 1 км линейного пробега |
аэ | аэ=125 кВт/час | норма расхода электроэнергии |
β4 | β4=0,007 | отношение вспомогательного пробега маневрового локомотива к пробегу во главе поезда |
кман | кман=1 | коэффициент, характеризующий различную затрату времени на маневры в зависимости от типа РПС |
Vман | Vман=7 км/ч | скорость при маневрах |
Таблица 6.2
=234,6 руб/ткм
(руб/ткм)
(руб/ткм)
(руб/ткм)
(руб/ваг)
(руб/ваг)
(руб)
Рентабельность перевозки рассчитывается по формуле
Вывод: Перевозка моркови в 5-вагонной секции ZB-5 на расстояние 2333 км является экономически-целесообразной. Прибыль при перевозке составляют 71%
7. Исследование зависимости рентабельности перевозки от коэффициента порожнего пробега
Расчёт рентабельности производим по формулам, приведенным в 5 разделе, с точки зрения ОАО «РЖД» при перевозке моркови в вагонах общего парка.
Табл. 7.1 Расчёт рентабельности
0,75 | 0,5 | 0,25 | ||
Спер | 0,48 | 0,42 | 0,41 | 0,39 |
Ср | 0,22 | 0,18 | 0,16 | 0,12 |
Соб | 0,35 | 0,29 | 0,24 | 0,17 |
Ст-км0 | 1,05 | 0,86 | 0,67 | 0,56 |
Р | ||||
Д | 168423,5 | 168423,5 | 168423,5 | 168423,5 |
П | ||||
R,% | 71% | 112% | 165% | 191% |
По данным таблицы строится график.
Рис. 7.1 График зависимостирентабельности перевозки от коэффициента порожнего пробега.
По графику видно, что, при уменьшении коэффициента порожнего пробега вагона от истинного (1) до (0,25) рентабельность перевозки моркови на направлении Белгород – Свердловск увеличивается от 71% до 195%.
Заключение
В курсовом проекте разработаны вопросы организации перевозок СПГ на направлении Белгород — Свердловск.
1. Выбраны типы подвижного состава, способы и условия перевозки заданных грузов, размеры погрузки скоропортящихся грузов в вагоны. Определено потребное количество вагонов для обеспечения заданного грузопотока. Суточная погрузка на станции Белгород составила 1 пятивагонная секция ZB-5, 1 вагон-термос, 4 крытых вагона, на станции Свердловск—1 крытый вагон.
2. Разработана технология перевозки моркови (операции на станции отправления, в пути следования, на станции назначения).
Рассмотрены два способа погрузки моркови в вагоны секции ZB-5, для каждого способа рассчитана техническая норма загрузки. Выбран оптимальный вариант погрузки моркови в вагон —вертикальным штабелем, для которого техническая норма загрузки составила 47,9 тонн.
3. Произведен расчет эксплуатационных теплопритоков и определена продолжительность работы энерго-холодильного оборудования в течение суток и за период перевозки:
Qтп=45764 Вт, Qoэ=23256 Вт, Кр.в.=0,17
tсут=4,08 ч/сут, tрейс=36,72 ч/рейс
4. Рассмотрен вопрос организации технического обслуживания секции ZB-5 на заданном направлении. Определено максимально допустимое расстояние между пунктами экипировки: оно составило 2486 км.
Рассчитан необходимый запас материалов на пункте экипировки: 3 цистерны с дизельным топливом (по 60 м3), 54 бочки с дизельной смазкой (по 100 л), 26 канистр с компрессорным маслом (по 20 л) и 114 баллонов с хладагентом (по 12 кг)
5. Рассчитаны основные показатели использования подвижного состава на направлении:
1) Статическая нагрузка вагона:
Pст=47,9 т/ваг.
2) Динамическая нагрузка гружёного вагона:
Pгрдин=47,9 т/ваг.
3) Коэффициент порожнего пробега:
aпор=1
4) Полный рейс вагона:
lполн=4666 км.
5) Оборот вагона:
Qв=17,2 сут
6) Среднесуточный пробег вагона:
Sв=270,4 км/сут.
7) Производительность вагона:
W=3231 т∙км/сут
6. Определена рентабельность R=-9% перевозки бананов в секции ZB-5.
7. Определена зависимость рентабельности перевозки моркови в секции ZB-5 от коэффициента порожнего пробега вагона.
Список литературы
1. Справочник – пособие по перевозке скоропортящихся грузов. Под редакцией В.Н.Панфёрова. – М.: РОО «Техинформ», 2007. – 308 с.
2. Организация перевозок скоропортящихся грузов на направлении. Методические указания. Ч.1. Н.Е. Лысенко, В.Н. Панферов, В.Л. Коновалов. – М.: МИИТ, 2005, – 49 с.
3. Инструкция по обслуживанию перевозок скоропортящихся грузов в международном сообщении между государствами – участниками Содружества, Латвийской республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой №ДЧ. – 1997.
4. Инструкция по эксплуатации рефрижераторных секций и 3. – 88 с. автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением №ЦВ-853. – М.: Транспорт, 2001. – 32 с.