СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Организация и технологи
я производства работ 5
1.1. Сооружение земляного полотна автомобильных дорог 5
1.2. Устройство щебеночного основания 11
1.3. Техническая характеристика дорожно-строительных машин 15
2. Расчет объемов работ 19
2.1. Основные земляные работы 19
2.2. Заключительные земляные работы 24
2.3. Работы по устройству основания и покрытия 25
2.4. Потребность в машино-сменах для состава отряда 27
3. Технический план потока 29
4. Безопасность труда 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1 Технологическая последовательность процессов по возведению насыпи земляного полотна 36
Приложение 2 Технологическая последовательность процессов по устройству щебеночного основания39
Приложение 3 Схема технологического плана потока 40
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в строительстве автомобильных дорог используется временно устаревшая и не эффективная технология построения и проектирования дорожного покрытия, автомобили по устройству дорожного покрытия и материалы для его построения. Не смотря на то что еще и Российские рельефы и климат оказываются слишком суровы для построения дорог по западным нормативам и гостам, в связи с этим необходимо постоянно реконструировать, ремонтировать, перестилать и строить новые дороги.
Целью дорог по всему миру является обустройства связи между различными местами и уголками мира, это становится наиболее необходимым в более населённых местах мира, в том числе их строительство должно быть
материально выгодным и необходимым. Дороги являются своего рода артерии связи между населёнными пунктами и необходимыми человеку местами.
Технология дорожно-строительного производства - способы, приемы и последовательность изготовления дорожно-строительной продукции или выполнения строительно-монтажных и других видов, обеспечивающие рациональное использование всех ресурсов (материалов, машин, энергии, трудовых затрат и др.).
Технология - составная часть строительного процесса, включающего заготовительные, транспортные (кроме технологического транспорта) и другие работы, а также энергетическое, водотехническое и теплотехническое обеспечение.
Под работоспособностью автомобильной дороги понимают свойство обеспечивать в течение заданного периода эксплуатации до ее реконструкции расчётный объем автотранспортных перевозок и допустимый уровень обслуживания движения. Работоспособность автомобильной дороги, представляет собой комплекс дорожных инженерных сооружений, зависящих от работоспособности друг друга. Одним из основных дорожных сооружений является система «дорожная одежда - земляное полотно», которую принято называть дорожной конструкцией. Работоспособность за период от сдачи дороги в эксплуатацию до капитального ремонта или между капитальными ремонтами называлась полной, за период от сдачи ее в эксплуатацию до среднего ремонта или между средними ремонтами - частичной. В настоящее время в связи с радикальными изменениями состава движения на автомобильных дорогах указанный технико-экономический показатель нуждается в уточнениях.
Цель данной работы является растет организации работ по возведению насыпи и устройству щебеночного основания, с использованием технологических карт и знаний полученных в данном учебном заведении.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛО
ГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Сооружения земляного полотна автомобильных дорог
По заданию курсовой работы была переработана типовая технологическая карта в соответствии с конкретными условиями, составленная на возведение насыпи земляного полотна высотой 1,5 м при разработке грунта II группы экскаваторами типа ЭО-4225 с вместимостью ковша 1,25 и перевозке грунта автомобилями-самосвалами. Для транспортировки грунта в данном технологическом процессе приняты автомобили-самосвалы КамАЗ-55111.
Работы до возведения земляного полотна:
- восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;
- расчистить полосы отвода от кустарников, пней и валунов;
- произвести разбивку земляного полотна и грунтового карьера;
- устроить временные землевозные дороги для транспортирования грунта;
- устроить съезды в забой и выезды из него;
- обеспечить отвод поверхностных и грунтовых вод от забоя;
- устроить освещение забоя и отвалов при работе в темное время суток;
Работы по возведению земляного полотна (см. рис. 1.1) из сосредоточенного грунтового карьера при разработке грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировании в насыпь автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111 на среднее расстояние 2,5 км ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на пяти захватках длиной 200 м.Длина захватки при выполнении работ по отделке земляного полотна принята 800 м [7].
На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
- срезка растительного слоя грунта бульдозером;
- уплотнение основания насыпи пневмокатком;
Толщину срезаемого рас
тительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 30 см.
Работы в данной технологической карте выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25-0,3 м, и перемещают за пределы полосы отвода. В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления откосов земляного полотна.
Основание насыпи уплотняют катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/3 его ширины. Движение катка осуществляют по круговой схеме. Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0,98.
Рисунок 1.1 Конструкция земляного полотна в поперечном профиле
На второй, третьей, четвертой и пятой захватках выполняются технологические операции по устройству соответственно нижнего, второго, третьего и верхнего слоев грунта земляного полотна в следующей технологической последовательности:
- разработка грунта в карьере экскаватором с погрузкой в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111;
- подвозка грунта автомобил
ями-самосвалами в насыпь для отсыпки соответственно нижнего, второго, третьего и верхнего слоя;
- послойное разравнивание грунта в насыпи бульдозером;
- послойное увлажнение грунта водой до оптимальной влажности;
- послойное уплотнение грунта самоходными катками;
Ширина насыпи по верху на уровне дна корыта при принятой толщине дорожной одежды 0,6 м и крутизне откосов 1:3 составляет 18,6 м (см.рис.1.1).Отсыпка насыпи с учетом толщины снимаемого растительного слоя грунта предусмотрена в четыре слоя по 0,3 м каждый. Технологической картой предусмотрено возведение насыпи земляного полотна с разработкой грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111 на расстояние 2,5 км.
Разработку грунтового карьера экскаваторами "прямая лопата" производят по схеме (см. рис. 1.2).Сечение забоя устанавливают в соответствии с рабочими характеристиками выбранного типа экскаватора. При принятой схеме разработки грунтового карьера экскаватором вначале устраивается сквозная поперечная траншея, транспортные средства в этом случае будут размещаются выше уровня стоянки экскаватора.
В дальнейшем разработка карьера ведется продольными проходами. Глубина первой пионерной траншеи определяется из условия обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшей высоты выгрузки. Расстояние от кромки разрабатываемой траншеи до оси прохода экскаватора определяется по условиям обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшего радиуса выгрузки. Ось прохода экскаватора при разработке второй траншеи должна располагаться на расстоянии от оси движения автомобиля-самосвала, который будет двигаться на уровне основания пионерной траншеи.
Рисунок 1.2 Схема разработки грунтового карьера
При разработке третьей
траншеи положение оси прохода определяется размещением транспортных средств, которые будут двигаться на уровне стоянки экскаватора. При разработке четвертой траншеи автомобили-самосвалы размещаются на уровне основания первого яруса и при разработке пятой траншеи - на уровне стоянки экскаватора. Подобными расчетами можно определить количество проходов экскаватора и разработать схему его работы при других исходных данных и размерах грунтового карьера. Уклоны дна проходок должны предотвращать приток и скопление в забоях грунтовых и поверхностных вод.
Рабочий цикл экскаватора (см. рис. 1.3) состоит из следующих операций:
- копания грунта (движение стрелы, рукояти и ковша);
- поворота на разгрузку;
- разгрузки (открыванием днища ковша);
- поворота в забой;
- опускания стрелы и рукояти с ковшом на подошву забоя;
Рисунок 1.3 Схема работы экскаватора «прямая лопата»:
1 – ковш; 2 – гидроцилиндр ковша, 3 – рукоять; 4 – гидроцилиндр рукояти; 5 – стрела; 6 – гидроцилиндр стрелы; 7 – дополни
тельная нижняя часть стрелы; 8 – кабина; 9 – силовая установка; 10 – противовес; 11 – ходовая часть; 12 –поворотный круг.
Транспортировку грунта из карьера в насыпь производят автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111.Количество транспортных средств, необходимых для перевозки грунта, определяют расчетом с учетом фактических условий работы и дальности возки. В каждый автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 загружают 7,5 грунта. Грунт транспортируют до места производства работ и выгружают через каждые 5 м вдоль насыпи и через каждые 5 м по ее ширине (см. рис. 1.4).
Рисунок 1.4 Схема разгрузки грунта в насыпь
Грунт уплотняют слоями толщиной 0,30 м последовательными круговыми проходами пневмокатком ДУ-101 по всей ширине насыпи за десять проходов по одному следу. Уплотнять гру
нт следует при оптимальной влажности, которая не должна выходить за пределы для разных типов грунтов. При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машины. В технологической карте расход воды на эти цели принят в количестве 3% от объема грунта.
Первые два прохода катка следует выполнять на расстоянии 2 м от бровки насыпи, а затем, смещая проходы на 1/3 ширины следа в сторону бровки, уплотняют края насыпи, не доходя 0,3-0,5 м до откоса. После этого продолжают уплотнение круговыми проходами от края к середине. В целях уплотнения грунта в краевых частях насыпи, прилегающих к откосу, ее следует отсыпать на 0,3-0,5 м шире проектного очертания. Каждый последующий проход по одному и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна. По завершению окончательного уплотнения, выполняются следующие заключительные операции, такие как планировка верха земляного полотна автогрейдером, планировка откосов автогрейдером и покрытие откосов насыпи растительным грунтом.