Требования к уровню организации практики

УТВЕРЖДАЮ

Ректор (первый проректор)

УО БарГУ

____________________________

«__»_________2012 г.

Регистрационный № УД ______

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОЙ) ПРАКТИКИ

для специальности 1-24 01 02 Правоведение

специализации 1-24 01 02-02 Хозяйственное право

2012 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

О.Н. Людвикевич, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Учреждения образования «Барановичский государственный университет»

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой гражданского права и процесса

(протокол № _____от «___»_______ 2012 г.)

Заведующий кафедрой

__________ О.Н. Людвикевич

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета экономики и права Учреждения образования «Барановичский государственный университет»

(протокол № ____ от «___»_________2012 г).

Председатель Совета факультета

______________ В.А. Безуглая

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проведения производственной (хозяйственно-правовой) практики

Производственная (хозяйственно-правовая) практика является важной частью общего процесса подготовки специалиста высшей квалификации юридического профиля и направлена на приобретение первичных практических навыков в юридической деятельности, а также на закрепление знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, овладение производственными навыками.

Программа производственной (хозяйственно-правовой) практики (далее – программа практики) содержит общие требования к организации, содержанию, руководству, подведению итогов практики. В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» со специализацией 1-24 01 02-02 «Хозяйственное право», утвержденным в БарГУ, производственная (хозяйственно-правовая) практика предусмотрена для студентов дневной формы получения образования на 4 курсе общей продолжительностью четыре недели, заочной формы получения образования – на 5 курсе продолжительностью 1 неделя.

Базами прохождения практики могут быть органы законодательной, исполнительной, судебной власти, органы прокуратуры, учреждения юстиции, другие государственные организации и учреждения, коллегии адвокатов, коммерческие и некоммерческие организации.

Программа практики является руководством для руководителей практики от кафедры, от организации (базы практики) и для студентов, направленных для прохождения практики в организации, а также для осуществления и подведения итогов данного вида учебной работы.

Программа практики составлена в соответствии с образовательным стандартом специальности «Правоведение» 1-24 01 02 ОС РБ 1-24 01 02-2008, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 «Об утверждении положения о практике студентов, курсантов, слушателей» (в ред. Постановления от 09.12.2011 г. № 1663).

Цели и задачи практики

Целью практики является закрепление полученных знаний, выработка практических умений и формирование профессиональных навыков правовой работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

В ходе практики предполагается решение следующих задач:

– приобретение первичных практических навыков в юридической деятельности;

– закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;

– приобщение студентов к практической деятельности, приобретение ими профессиональных навыков правовой работы по специальности «Правоведение»;

– изучение основных направлений правовой работы организаций, правоохранительных органов, иных государственных органов;

– изучение функциональных обязанностей определенных лиц, организации делопроизводства в организациях и государственных органах, научной организации труда, управления производством;

– получение студентами всестороннего представления о будущей профессии и воспитание уважения к ней;

– выработка у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании.

Требования к уровню организации практики

В процессе прохождения практики студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте специальности 1-24 01 02 «Правоведение»:

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Уметь работать самостоятельно.

АК-4. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-5. Иметь навыки работы на компьютере, уметь пользоваться юридическими справочно-информационными системами.

СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-3. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-4. Уметь работать в коллективе.

В результате прохождения практики студент должен обладать профессиональными (ПК) компетенциями, предусмотренными образовательным стандартом ОСРБ 1-24 01 02-2008 «Правоведение».

По итогам практики студенты должны знать:

– основные направления правовой работы организаций, правоохранительных органов, иных государственных органов;

– функциональные обязанности определенных лиц, организации делопроизводства в организациях и государственных органах, научную организацию труда.

Студенты должны уметь:

– анализировать и обобщать практику рассмотрения судебных дел;

– анализировать и обобщать практику заключения и исполнения договоров с целью разработки соответствующих предложений об устранении недостатков;

– анализировать и обобщать правоприменительную практику государственного органа, организации;

– готовить заключения о законности содержания хозяйственных договоров;

– составлять проекты договоров, протоколов разногласий;

– составлять проекты процессуальных документов, в том числе (представления, письменного предписания, кассационного протеста, протокола, судебного постановления по гражданским делам, приговора, искового заявления и т.д.);

– составлять проекты изменений в нормативные правовые акты и иные правовые акты, которые связаны с деятельностью государственного органа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Во время прохождения практики студент под непосредственным контролем руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике.

При прохождении практики студент выполняет следующие виды деятельности.

1. В органах прокуратуры:

– изучает специфику и порядок расследования уголовных дел, подведомственных органам прокуратуры;

– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства физическими лицами и организациями;

– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за законностью и обоснованностью решений, приговоров, определений и постановлений судов по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдением законодательства при их исполнении;

– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом (судьей);

– составляет проекты процессуальных документов (протокол осмотра места происшествия, предметов; постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о передаче дела прокурору для направления в суд; справку о результатах расследования), проекты актов прокурорского надзора (протеста, представления, постановления, предписания и официального предупреждения);

– присутствует при проведении следственных действий, совершаемых следователем;

– присутствует на приеме граждан, который ведет прокурор (помощник прокурора).

2. В районном (городском) суде:

– присутствует на приеме граждан, который ведет председатель суда (судья);

– изучает дела, назначенные к судебному разбирательству;

– подготавливает материалы, необходимые для судебного разбирательства дела;

– присутствует при рассмотрении гражданских и уголовных дел;

– присутствует при рассмотрении дел, возникающих из административных правоотношений;

– по согласованию с судьей изучает особенности рассмотрения определенных категорий дел;

– изучает особенности приказного производства, порядок вынесения, содержание и исполнение определения о судебном приказе;

– составляет проект протокола судебного заседания, проекты судебных постановлений (решений, определений);

– знакомится с исполнительными производствами, находящимися в производстве суда;

– изучает порядок производства исполнительных действий судебным исполнителем.

3. В органах внутренних дел:

– изучает структуру криминальной милиции и милиции общественной безопасности;

– изучает направления деятельности подразделения по борьбе с экономическими преступлениями;

– изучает направления деятельности подразделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми;

– изучает направления деятельности экспертно-криминалистического подразделения;

– изучает организацию деятельности оперативно-дежурной службы;

– изучает организацию деятельности службы участковых инспекторов милиции;

– изучает организацию деятельности инспекции по делам несовершеннолетних;

– изучает организацию деятельности государственной автомобильной инспекции;

– изучает организацию деятельности дорожно-патрульной службы;

– изучает организацию деятельности подразделений предварительного следствия и дознания;

– содействует сотрудникам органов внутренних дел в проверке заявлений и сообщений о преступлениях;

– участвует в проводимых органами внутренних дел следственных действиях;

– составляет уголовно-процессуальные документы, необходимые для оформления следственных и иных процессуальных действий;

– участвует в приеме граждан, который ведет сотрудник органов внутренних дел.

4. В юридическом отделе организации (либо в юридическом бюро, у главного (ведущего) юрисконсульта, юрисконсульта либо заместителя руководителя по правовым вопросам), кроме государственных органов:

– изучает устав, лицензии (разрешения) и другие документы, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;

– изучает нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие деятельность юридической службы организации;

– изучает задачи и функции юридической службы организации;

– изучает правовое обеспечение работы организации;

– изучает порядок подготовки и внедрения системы локальных нормативных актов организации, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность структурных подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации;

– изучает порядок осуществления контроля соблюдения установленного в организации порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий;

– изучает порядок проверки на соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов и других документов нормативного характера, с процедурой их визирования юрисконсультом;

– изучает порядок оказания правовой помощи структурным подразделениям организации при установлении экономических и научно-технических связей с организациями других стран;

– изучает процедуру разработки и осуществления мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц;

– изучает порядок учета поступающих в организацию нормативных правовых актов и разрабатываемых им нормативных актов и документов;

– изучает организацию работы по подготовке, заключению и контролю за исполнением договоров с организациями;

– анализирует практику заключения и исполнения договоров;

– знакомится с организацией претензионной и исковой работы, представлением в установленном порядке интересов организации в судах, иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;

– изучает организацию и проведение пропаганды правовых знаний, информирование работников организации о действующем законодательстве;

– изучает порядок оформления заключений, дачи заинтересованным структурным подразделениям консультаций по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации.

6. В структурном подразделении государственного органа (юридическом, жилищном отделе):

– знакомится с основными направлениями деятельности структурного подразделения государственного органа;

– участвует в рассмотрении поступающих в государственный орган на согласование проектов правовых актов;

– участвует в проверке на соответствие действующему законодательству представляемых на подпись руководству государственного органа проектов правовых актов;

– участвует в осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности структурного подразделения государственного органа;

– присутствует во время приема граждан, который ведет руководитель либо сотрудники структурного подразделения государственного органа;

– участвует в рассмотрении жалобы, заявления и иного обращения, в которых указывается на нарушение законности в деятельности структурного подразделения государственного органа;

– участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников структурного подразделения государственного органа и подведомственных ему (нижестоящих) органов и организаций;

– под руководством руководителя практики оказывает работникам структурного подразделения государственного органа помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлениям деятельности государственного органа;

– изучает порядок подготовки и заключения государственным органом договоров;

– изучает порядок защиты имущественных и иных интересов государственного органа при рассмотрении споров по искам, предъявляемым государственным органом или к государственному органу, участвует в подготовке необходимых в связи с этим документов;

– изучает правила постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также порядок предоставления молодым и многодетным семьям льготных кредитов и субсидий для строительства жилья, молодым и многодетным семьям – финансовой поддержки при получении ими нельготных кредитов.

7. В инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:

– знакомится с основными направлениями деятельности инспекции;

– изучает организацию контроля инспекцией за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

– изучает организацию контроля инспекцией за порядком декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;

– изучает организацию регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, и иных систем, применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

– изучает порядок проведения разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;

– изучает порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, поступивших от юридических и физических лиц;

– участвует в осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности инспекции;

– присутствует во время приема граждан, который ведет руководитель либо сотрудники структурного подразделения инспекции;

– под руководством руководителя практики оказывает работникам инспекции помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлениям деятельности государственного органа.

Наши рекомендации