Требования к уровню организации практики
УТВЕРЖДАЮ
Ректор (первый проректор)
УО БарГУ
____________________________
«__»_________2012 г.
Регистрационный № УД ______
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОЙ) ПРАКТИКИ
для специальности 1-24 01 02 Правоведение
специализации 1-24 01 02-02 Хозяйственное право
2012 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
О.Н. Людвикевич, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Учреждения образования «Барановичский государственный университет»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой гражданского права и процесса
(протокол № _____от «___»_______ 2012 г.)
Заведующий кафедрой
__________ О.Н. Людвикевич
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета экономики и права Учреждения образования «Барановичский государственный университет»
(протокол № ____ от «___»_________2012 г).
Председатель Совета факультета
______________ В.А. Безуглая
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проведения производственной (хозяйственно-правовой) практики
Производственная (хозяйственно-правовая) практика является важной частью общего процесса подготовки специалиста высшей квалификации юридического профиля и направлена на приобретение первичных практических навыков в юридической деятельности, а также на закрепление знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, овладение производственными навыками.
Программа производственной (хозяйственно-правовой) практики (далее – программа практики) содержит общие требования к организации, содержанию, руководству, подведению итогов практики. В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» со специализацией 1-24 01 02-02 «Хозяйственное право», утвержденным в БарГУ, производственная (хозяйственно-правовая) практика предусмотрена для студентов дневной формы получения образования на 4 курсе общей продолжительностью четыре недели, заочной формы получения образования – на 5 курсе продолжительностью 1 неделя.
Базами прохождения практики могут быть органы законодательной, исполнительной, судебной власти, органы прокуратуры, учреждения юстиции, другие государственные организации и учреждения, коллегии адвокатов, коммерческие и некоммерческие организации.
Программа практики является руководством для руководителей практики от кафедры, от организации (базы практики) и для студентов, направленных для прохождения практики в организации, а также для осуществления и подведения итогов данного вида учебной работы.
Программа практики составлена в соответствии с образовательным стандартом специальности «Правоведение» 1-24 01 02 ОС РБ 1-24 01 02-2008, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 «Об утверждении положения о практике студентов, курсантов, слушателей» (в ред. Постановления от 09.12.2011 г. № 1663).
Цели и задачи практики
Целью практики является закрепление полученных знаний, выработка практических умений и формирование профессиональных навыков правовой работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
В ходе практики предполагается решение следующих задач:
– приобретение первичных практических навыков в юридической деятельности;
– закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;
– приобщение студентов к практической деятельности, приобретение ими профессиональных навыков правовой работы по специальности «Правоведение»;
– изучение основных направлений правовой работы организаций, правоохранительных органов, иных государственных органов;
– изучение функциональных обязанностей определенных лиц, организации делопроизводства в организациях и государственных органах, научной организации труда, управления производством;
– получение студентами всестороннего представления о будущей профессии и воспитание уважения к ней;
– выработка у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании.
Требования к уровню организации практики
В процессе прохождения практики студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте специальности 1-24 01 02 «Правоведение»:
АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
АК-3. Уметь работать самостоятельно.
АК-4. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-5. Иметь навыки работы на компьютере, уметь пользоваться юридическими справочно-информационными системами.
СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию.
СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-3. Быть способным к критике и самокритике.
СЛК-4. Уметь работать в коллективе.
В результате прохождения практики студент должен обладать профессиональными (ПК) компетенциями, предусмотренными образовательным стандартом ОСРБ 1-24 01 02-2008 «Правоведение».
По итогам практики студенты должны знать:
– основные направления правовой работы организаций, правоохранительных органов, иных государственных органов;
– функциональные обязанности определенных лиц, организации делопроизводства в организациях и государственных органах, научную организацию труда.
Студенты должны уметь:
– анализировать и обобщать практику рассмотрения судебных дел;
– анализировать и обобщать практику заключения и исполнения договоров с целью разработки соответствующих предложений об устранении недостатков;
– анализировать и обобщать правоприменительную практику государственного органа, организации;
– готовить заключения о законности содержания хозяйственных договоров;
– составлять проекты договоров, протоколов разногласий;
– составлять проекты процессуальных документов, в том числе (представления, письменного предписания, кассационного протеста, протокола, судебного постановления по гражданским делам, приговора, искового заявления и т.д.);
– составлять проекты изменений в нормативные правовые акты и иные правовые акты, которые связаны с деятельностью государственного органа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Во время прохождения практики студент под непосредственным контролем руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике.
При прохождении практики студент выполняет следующие виды деятельности.
1. В органах прокуратуры:
– изучает специфику и порядок расследования уголовных дел, подведомственных органам прокуратуры;
– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства физическими лицами и организациями;
– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за законностью и обоснованностью решений, приговоров, определений и постановлений судов по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдением законодательства при их исполнении;
– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом (судьей);
– составляет проекты процессуальных документов (протокол осмотра места происшествия, предметов; постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о передаче дела прокурору для направления в суд; справку о результатах расследования), проекты актов прокурорского надзора (протеста, представления, постановления, предписания и официального предупреждения);
– присутствует при проведении следственных действий, совершаемых следователем;
– присутствует на приеме граждан, который ведет прокурор (помощник прокурора).
2. В районном (городском) суде:
– присутствует на приеме граждан, который ведет председатель суда (судья);
– изучает дела, назначенные к судебному разбирательству;
– подготавливает материалы, необходимые для судебного разбирательства дела;
– присутствует при рассмотрении гражданских и уголовных дел;
– присутствует при рассмотрении дел, возникающих из административных правоотношений;
– по согласованию с судьей изучает особенности рассмотрения определенных категорий дел;
– изучает особенности приказного производства, порядок вынесения, содержание и исполнение определения о судебном приказе;
– составляет проект протокола судебного заседания, проекты судебных постановлений (решений, определений);
– знакомится с исполнительными производствами, находящимися в производстве суда;
– изучает порядок производства исполнительных действий судебным исполнителем.
3. В органах внутренних дел:
– изучает структуру криминальной милиции и милиции общественной безопасности;
– изучает направления деятельности подразделения по борьбе с экономическими преступлениями;
– изучает направления деятельности подразделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми;
– изучает направления деятельности экспертно-криминалистического подразделения;
– изучает организацию деятельности оперативно-дежурной службы;
– изучает организацию деятельности службы участковых инспекторов милиции;
– изучает организацию деятельности инспекции по делам несовершеннолетних;
– изучает организацию деятельности государственной автомобильной инспекции;
– изучает организацию деятельности дорожно-патрульной службы;
– изучает организацию деятельности подразделений предварительного следствия и дознания;
– содействует сотрудникам органов внутренних дел в проверке заявлений и сообщений о преступлениях;
– участвует в проводимых органами внутренних дел следственных действиях;
– составляет уголовно-процессуальные документы, необходимые для оформления следственных и иных процессуальных действий;
– участвует в приеме граждан, который ведет сотрудник органов внутренних дел.
4. В юридическом отделе организации (либо в юридическом бюро, у главного (ведущего) юрисконсульта, юрисконсульта либо заместителя руководителя по правовым вопросам), кроме государственных органов:
– изучает устав, лицензии (разрешения) и другие документы, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
– изучает нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие деятельность юридической службы организации;
– изучает задачи и функции юридической службы организации;
– изучает правовое обеспечение работы организации;
– изучает порядок подготовки и внедрения системы локальных нормативных актов организации, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность структурных подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации;
– изучает порядок осуществления контроля соблюдения установленного в организации порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий;
– изучает порядок проверки на соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов и других документов нормативного характера, с процедурой их визирования юрисконсультом;
– изучает порядок оказания правовой помощи структурным подразделениям организации при установлении экономических и научно-технических связей с организациями других стран;
– изучает процедуру разработки и осуществления мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц;
– изучает порядок учета поступающих в организацию нормативных правовых актов и разрабатываемых им нормативных актов и документов;
– изучает организацию работы по подготовке, заключению и контролю за исполнением договоров с организациями;
– анализирует практику заключения и исполнения договоров;
– знакомится с организацией претензионной и исковой работы, представлением в установленном порядке интересов организации в судах, иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
– изучает организацию и проведение пропаганды правовых знаний, информирование работников организации о действующем законодательстве;
– изучает порядок оформления заключений, дачи заинтересованным структурным подразделениям консультаций по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации.
6. В структурном подразделении государственного органа (юридическом, жилищном отделе):
– знакомится с основными направлениями деятельности структурного подразделения государственного органа;
– участвует в рассмотрении поступающих в государственный орган на согласование проектов правовых актов;
– участвует в проверке на соответствие действующему законодательству представляемых на подпись руководству государственного органа проектов правовых актов;
– участвует в осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности структурного подразделения государственного органа;
– присутствует во время приема граждан, который ведет руководитель либо сотрудники структурного подразделения государственного органа;
– участвует в рассмотрении жалобы, заявления и иного обращения, в которых указывается на нарушение законности в деятельности структурного подразделения государственного органа;
– участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников структурного подразделения государственного органа и подведомственных ему (нижестоящих) органов и организаций;
– под руководством руководителя практики оказывает работникам структурного подразделения государственного органа помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлениям деятельности государственного органа;
– изучает порядок подготовки и заключения государственным органом договоров;
– изучает порядок защиты имущественных и иных интересов государственного органа при рассмотрении споров по искам, предъявляемым государственным органом или к государственному органу, участвует в подготовке необходимых в связи с этим документов;
– изучает правила постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также порядок предоставления молодым и многодетным семьям льготных кредитов и субсидий для строительства жилья, молодым и многодетным семьям – финансовой поддержки при получении ими нельготных кредитов.
7. В инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:
– знакомится с основными направлениями деятельности инспекции;
– изучает организацию контроля инспекцией за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
– изучает организацию контроля инспекцией за порядком декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;
– изучает организацию регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, и иных систем, применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);
– изучает порядок проведения разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;
– изучает порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, поступивших от юридических и физических лиц;
– участвует в осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности инспекции;
– присутствует во время приема граждан, который ведет руководитель либо сотрудники структурного подразделения инспекции;
– под руководством руководителя практики оказывает работникам инспекции помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлениям деятельности государственного органа.