Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1 класса.
Логопедическое заключение:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Тема: Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква «Ц»
Цель: - совершенствование навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- систематизация, активизация и обогащение словарного запаса по теме «Продукты питания»;
- активизация навыка словообразования;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями на каждого ребенка, тетради.
Ход занятия:
1. Орг.момент: Дидактическое упражнение « Что пропало? »
Логопед предлагает детям запомнить все предметы.
Я купил у продавца творог, кашу, два яйца, хлеб, селедку макароны и немножко маслица.
Логопед читает предложение по очереди «теряя» какой-либо продукт.
Дети должны сказать чего не стало.
2.Основная часть:
А) Введение в тему: Дидактическая игра « Съедобное - несъедобное »
Словарный материал: леденец, огурец, голубец, холодец, весна, лето, зима, осень.
Цель: Активизация и систематизация словарного запаса по лексической теме «Продукты питания» и «Времена года». Звукобуквенный анализ (развитие фонематического восприятия).
Логопед: Ребята, сейчас мы поиграем в игру « Съедобное - несъедобное ». Она вам знакома?
Дети: Да.
Логопед: Я вам напомню правила игры, съедобное - ловим, несъедобное - отбрасываем.
Проведение игры.
Логопед: Ребята, сможете ли вы повторить слова, которые я вам называла?
Дети: Повторяют слова.
Логопед: Молодцы! Скажите, а на какие две группы можно разделить все эти слова?
Дети: Времена года, еда (продукты питания).
Логопед: Правильно. А теперь назовите слова, которые относятся к продуктам питания?
Дети: Называют (леденец, огурец, голубец, холодец).
Логопед: Хорошо. Скажите, а какой звук вы слышите в конце слов?
Дети: Звук « Ц ».
Логопед: Молодцы! Сможете назвать тему нашего занятия?
Дети: Звук « Ц »
Логопед: Правильно. Тема нашего занятия « Звук и буква Ц ».
Б) Характеристика звука:
Логопед: Ребята, что вы знаете про этот звук? Он какой?
Дети: Согласный, глухой, твердый.
В) Автоматизация звука « Ц » в чистоговорках и скороговорках.
Логопед: Молодцы! А сейчас повторяйте за мной.
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – мы ели огурцы.
ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – мы купили леденец.
Мы купили для отца, целый центнер холодца.
Г) Дидактические упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков словообразования и словоизменения:
Дидактическое упражнение « Назови женскую профессию? »
Словарный материал: учитель – учительница, воспитатель -…, писатель -…, укротитель -…, художник -…, охотник - … .
Дидактическое упражнение « Во что положим? »
Словарный материал: вафли – в вафельницу, хлеб -…, конфеты - …, сахар -…, перец - …, суп - … .
Д) Динамическая пауза:
Цапля
Очень трудно так стоять –
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Е) Знакомство с буквой « Ц ».
Цель: - дифференциация понятия звук – буква; - уточнение оптического образа буквы « Ц ».
Логопед: Ребята, какой звук мы с вами выделяли в словах?
Дети: звук « Ц ».
Логопед: Правильно. Но, вы знаете, что все звуки обозначаются буквами? Вспомните, чем звук отличается от буквы?
Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем, видим и читаем.
Логопед: Хорошо. Сейчас мы с вами вспомним как выглядит буква « Ц ».
Что за хвостик на конце
На конце у буквы « Ц ».
Этот хвостик не виляет
Комаров не отгоняет.
Логопед: Предъявляет букву « Ц ». Просматривается буква (из скольких элементов состоит, прорисовывается буква на ладони у логопеда).
Закрепление оптического образа буквы « Ц » на карточках.
И – И – И – Ц – И – И – Ц – И – И – Ц – И – И
Логопед: Ребята, вспомните, о какой букве мы сегодня говорили?
Дети: о букве « Ц ».
Логопед: Посмотрите в свои карточки, там у некоторых букв чего-то не хватает. Допишите, недостающий элемент. (Работа с карточками).
Логопед: Молодцы!
Ж) Закрепление навыка чтения и написания слов с буквой « Ц ».
Логопед: Ребята, у каждого на карточке написаны предложения. Прочитайте первое предложение?
Дети: (читают) На грядке вырос зеленый ….
Логопед: Как вы думаете, чего не хватает в нашем предложении?
Дети: Слова - огурец.
Логопед: Правильно. Допишите это слово в предложение.
По аналогии выполняются остальные предложения:
Сахар лежит в …
Конфеты лежат в …
Из яйца вылупились …
3.Итог занятия:
Логопед: Ребята, вспомните, что мы делали сегодня на занятии?
Дети: Вспоминают и перечисляют всё, чем занимались по ходу занятия.
Логопед: Молодцы! Вы хорошо потрудились. Занятие окончено.