Понятие и значение информационных ресурсов
Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки ИР.
1. Массивность ИР.
Информационные ресурсы — это всегда массивы или совокупность информации (архивы, фонды библиотек, базы и банки данных), а не отдельная информационная единица. Однако это не конгломераты информации, т.е. не хаотично собранные информационные материалы.
2. Системность или структурированность ИР.
Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели, причем они должны быть логически связаны между собой (например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов, исторические архивные материалы и т.д.). Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.
3. Фундаментальная ценность ИР.
Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами. Фундаментальная ценность проявляется как минимум в четырех составляющих:
— научной и образовательной деятельности (ИР как знания);
— экономической и производственной деятельности (ИР как нематериальные активы предприятий, интегрированный элемент приращения дохода);
— управленческой деятельности (ИР как основание и обеспечение принятия решений);
— духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, архивные, музейные информационные ценности).
Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными основаниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.);
4. Материальная (экономическая) ценность ИР проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении (value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности — индустрии знаний (1, 265—304).
Формальные (атрибутивные) признаки ИР также отличают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют как минимум три таких отличительных формальных признака, которые выделяют ресурсоемкость информации:
• документированное, т.е. такое состояние информации, при котором она имеет реквизиты, которые ее идентифицируют;
• распределенность по уровню доступа в зависимости от важности и целевого их использования, а также правового статуса пользователя;
• состояние правовой защиты (т.е. наличие правовой нормы, в соответствии с которой субъект информационной сферы может защитить свое право на обладание информации).
Таким образом, информационные ресурсы — это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенных по уровню доступа.
В составе ИР можно выделить информационные продукты (товары) и информационные услуги.
Информационный продукт — информация, представляющая собой результат деятельности либо обеспечивающая информационную деятельность, созданная и представленная в форме, пригодной для потребления.
Информационный товар — информация, созданная и представленная в форме, пригодной для обмена, продажи или потребления.
Информационные продукты и товары включают:
• информацию (знания, данные, информационные материалы);
• носители информации;
• информационные средства (технические и технологические).
Таким образом, продуктом, товаром или услугой является не информация в ее образном сущностном понимании, а отдельные разновидности информационных ресурсов, которые всегда имеют какую-либо социально-экономическую ценность.