Организация коммерческой деятельности предприятий общественного питания
Общественным питанием называется подотрасль (или подсистема), торговли, специализируется на производстве и реализации готовой к потреблению пищи и на обслуживании процесса потребления пищи населением.
Общественное питание экономит свободное время трудящихся, освобождая их от необходимости приобретать продукты питания в розничной торговле и заниматься трудоемкой работой по приготовлению пищи в домашних условиях. Оно облегчает домашний труд, прежде всего женщин, создавая предпосылки для большего вовлечения их в трудовую и общественную деятельность, предоставляя лучшие возможности для воспитания детей.
Отрасли общественного питания свойственно сочетание трех функций:
· производство готовой пищи;
· реализация готовой пищи;
· организация потребления пищи.
Также в качестве особенностей деятельности предприятий питания можно выделить такие функции, как:
· приготовление кулинарной продукции небольшими, партиями при широком ее ассортименте, неповторяемости по дням недели и имеющей определенные сроки реализации;
· спрос на продукцию и услуги, который колеблется в течение дня, недели, времени года и т.д.;
· ассортимент реализуемой продукции, зависящий от контингента потребителей. Ассортимент неоднородный по спросу, и по покупательной способности, и по возрасту и т.д.;
· незначительная доля торговых помещений на предприятиях питания при достаточно больших площадях под складские, производственные и другие группы помещений.
Результативность деятельности предприятия питания отражает такой показатель, как экономическая эффективность.
Степень эффективности экономических функций предприятия питания характеризуется временем пребывания товара в данной сфере, возмещением расходов производства, получением прибыли на всех стадиях товарного обращения.
Критерием социальной эффективности является максимум социального эффекта при наличных ресурсах или максимум экономии труда при данном социальном эффекте.
Социально-экономическое значение общественного питания заключается в том, что оно, удовлетворяя повседневные потребности людей в пище, способствует:
· экономии общественного труда;
· эффективному использованию материальных, трудовых ресурсов;
· увеличению свободного времени трудящихся для всестороннего гармоничного развития;
· организованному на научной основе удовлетворению потребностей трудящихся в продуктах питания;
· снижению затрат времени женщин в домашнем хозяйстве ^амен домашнего приготовления пищи общественно-организованным;
· повышению производительности труда на предприятиях и воспроизводству рабочей силы.
Проводя всесторонний и постоянный анализ деятельности предприятия питания, можно:
· быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как организации в целом, так и ее структурных подразделений;
· точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;
· - определять затраты (себестоимость) и тенденции их измене-
· - находить оптимальные пути решения проблем предприятия, получение прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе, укрепления финансового состояния.
Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.
Работа коммерческой организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей: объектом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборота и другими.
Однако наиболее точно отражают показатели прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.
Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
- определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
- находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Важнейшими целями, которые преследуются при планировании коммерческой деятельности предприятия, как правило, являются определения объема продаж товарной массы, прибыли и доли на рынке. Структура бизнес-плана разрабатывается на основе обобщения опыта работы отечественных и зарубежных бизнесменов в той или иной сфере деятельности.