Характеристики функциональных областей логистики
Закупочная логистика:1.Где закупить? 2.У кого закупить? 3.Сколько закупить? Транспортная логистика:1.Выбор трансп ср-ва; 2.Выбор отимальн маршрута; 3.Операции загрузки и выгрузки трансп ср-ва; 4.Обслуж-е трансп ср-ва. Складская логистика:1.Сколько складских помещ необходимо; 2.Размещение склад.помещ-й; 3.Располож товаров на складе; 4.Движение на складе. Производственная логистика:1.Загрузка произв мощн-тей; 2. Располож-е произв мощн-тей; 3.Произв упаковка. Сбытовая логистика (распределительная) логистика решает задачи не только с реализ ГП, но и сотруднич-во с посредниками. Информационная логистика: 1.Изучение инф потоков; 2.Обеспечение своеврем поступл инф-и; 3.Документооборот; 4.Различн инф системы.
Закупочная логистика
Цель закупочной логистики – удовл потребно-тей пр-ва в материаль ресурсах с возможн-тью экономической эффективн-ти.
Для достиж данной цели необх решить след задачи:
1)Определение потребн в необх кол-ве мат ресурсов(сырье, оборуд). На этом этапе решается вопрос о массе и размере поставок,а также может применяться метод МОВ. Для определения потребн в мат ресурсах производят внутреннюю идентификацию, опр внутрипроизв «клиентов» по отдельным категориям,а затем оформляется общий заказ. Потребн мб периодические (потребн на опр период) – складываются из первичн,вторичн и третичн потребн.
Первичн потребн-это потребн в ГП, в отдельных узлах и комплектующих,предназначенных для продажи.Расчет осущ с пом-тью мат статистики и прогнозирования.Неправильная оценка или прогноз компенсируется увеличением страхового запаса.
Вторичная потребн-это потребн в комплектующих узлах,сырье и мат-лах,необх для изготовл ГП.
Третичная потребн-это потребнв изнашиваемых элементах и во вспомог мат-лах.
В завис от учета наличных запасов выделяют брутто потребн.и нетто.
Брутто потребн-потребн в мат на плановый период без учета запасов на складе и пр-ве. Нетто потребн-с учетом.
2) Исследование рынка закупок и выбор поставщика.
На данном этапе происходит сбор инф-и о всех возможных поставщиках,создаются базы данных и на основе критериев оптимальн-ти выбирается конечный поставщик. Задача выбора поставщика.Для решения данных задач сущ экспертные оценки,среди кот выделяют матричный метод.Суть метода закл в расчете рейтинга поставщика,исходя из экспертных оценок и значимости данных критериев для предприятия. Рейтинг поставщ рассчит как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.
3)Заключение договора на закупку необходимых ресурсов.
Рекламация – это претензия покупателя или заказчика, предъявляемая продавцу или перевозчику по поводу ненадлежащего кач-ва или кол-ва товара и требов-я устранения недостатков сниж-ем цены либо возмещением убытков.
4)Подготовка бюджета на закупки,кот будут вкл в себя затраты выполнения заказа, затраты на сбор инф, затр на транспортировку,на страхование груза,на приемку и проврку мат грузов и т.д.
5) Координация и взаимосвязь службы снабжения со службой пр-ва, сбыта и склада. На данном этапе решается соврем концепция маркетинга,ко закл в следующем: а)сначала разраб стратегия сбыта; б)затем стратегия пр-ва; в)и потом стратегия снабжения.
Осуществление закупок
Осущ закупок может происх по транзитной схеме и по складской схеме. Плюсы транзитной системы: а)сокращение времени прибытии мат потока в сферу обращения; б)сокращение издержек. Недостаток – доставка крупными партиями.
Важнейшей ф-ей в закупочной логистике выступает контроль потоков. Контроль заключается в отслеживании движения мат потока начиная с получения заказа и до доставки заказанной продукции.
При размещении заказа необх отслеживать интервалы мат потоков. Интервалы отгрузки-это время м-ду двумя следующими друг за другом поставками.
Формула Уилсона
Q-оптимальный объем одной партии; Д-стоимость размещения и выполнения одной поставки; S-спрос на позицию; h-стоимость хранения 1 ед.продукции.
Ограничение ф-лы Уилсона закл.в одноассортиментной поставке.
Зависимость показателей от объема партии:
Запасы-прямая; Затраты на хранение-прямая; Неликвиды-прямая; Свободные денежные ср-ва-обратная; Период поставки-прямая; Затраты на транспорт-обратная; Оборачиваемость складских запасов-обратная (О=Р/С; О-оборачиваемость, Р-суммарная отгрузка клиентам; С-среднедневной складской остаток).