Образовательные технологии. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий Методы / Формы Лекции Семинарские занятия Диалого-дискуссионное обсуждение

Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

Методы / Формы Лекции Семинарские занятия
Диалого-дискуссионное обсуждение проблем + +
Работа в команде   +
Case-study +  
Игра + +
Поисковый метод   +
Исследовательский метод   +
Выступление в роли обучающего + +

Для успешного освоения дисциплины применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения согласно основной образовательной программе, с учетом требований к объему занятий в интерактивной форме.

Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий

Перечень компетенций Виды занятий Формы контроля
Л С
ОК-6 +   Конспект.
ОК-7 + + Выполнение практических заданий.
ОК-8 +   Конспект.
ОК-9 +   Конспект.
ОК-16 +   Конспект.
ОК-19 + + Защита выполненных практических заданий.
ПК-4 + + Конспект.
ПК-21 +   Выполнение практических заданий.
ПК-23 +   Контрольная работа.
ПК-25 +   Защита выполненных практических заданий.
ПК-26 +   Конспект.
ПК-27 +   Выполнение практических заданий.
ПК-37 +   Контрольная работа.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности» студентами заочного факультета подразумевает выполнение контрольной работы. Основная цель написания контрольной работы — закрепление полученных на лекциях и семинарских занятиях знаний по дисциплине «Основы журналисткой деятельности», а также формирование у студентов представления об основных параметрах творчества в соответствии с идейно-теоретическими основами деятельности СМИ. При выполнении контрольной работы студенты учатся аргументировать собственные соображения и анализировать проработанный материал.

Выполнение контрольной работы включает несколько этапов. Выбор темы предполагает хорошее владение материалом. Чтобы тема была раскрыта, необходимо познакомиться со списком предполагаемой литературы, уяснить проблему, которой посвящена тема, и наметить пути ее разрешения.

При выполнении контрольной работы необходимо использовать все жанровые атрибуты аналитической научной статьи. Следует указать цели и задачи, проблемы работы, теоретически обосновать объективность проблемы, ее актуальность, обозначить основные пути ее разрешения. В конце работы необходимо сделать выводы.

Контрольная работа методически представляет собой теоретический анализ, с помощью которого выявляются взаимосвязи предмета с действительностью, причины и следствия, их оценка и прогноз развития. Установки и выводы должны быть доказательно обусловлены. Особое внимание нужно уделить плану контрольной работы. Он должен быть продуман и осмыслен. Схематизм при подаче разнородного материала недопустим.

Работа должна состоять из введения, основной части и заключения с выводами, которые студент делает в соответствии с анализируемым предметом.

План самостоятельной работы студентов

№ п/п № темы Содержание самостоятельной работы студентов Трудо- емкость (час.) Формируемые компетенции Форма отчетности студента Сроки контроля выполнения работы (семестр)
1. 1-4 Изучение литературы. Краткий обзор литературы по теме. Дискуссия, выполнение практических заданий, обсуждение результатов. ОК-9, ОК-8 Конспект. Защита выполненных практических заданий
2. 5-8 Сделать подборку высказываний журналистов, деятелей науки, искусства, политики о сущности журналистского творчества с авторским комментарием-обобщением. ОК-9, ПК-4, ПК-1 Контрольная работа. Объем работы – 4 стр. печатного текста. Защита выполненных практических заданий.
3. 9-11 Сделать контент-анализ профессиональной журналистской прессы на тему «Современные методы журналистского творчества». ОК-10, ОК-11, ПК-4 Контрольная работа. Объем – 4 стр. печатного текста. Защита выполненных практических заданий.
4. Сделать репортажи об одном дне работы телевизионного и газетного репортеров. ПК-4, ПК-25 Контрольная работа по 6 стр. печатного текста на каждый репортаж. Защита выполненных практических заданий.
5. Сделать профессиональный анализ творчества одного журналиста. ОК-4, ПК-4 Контрольная работа 5 стр. печатного текста. Защита выполненных практических заданий.
6. Сделать отчет с заседания суда по иску к редакции СМИ, отдельному журналисту. ОК-9, ОК-10, ОК-4 Контрольная работа 5 стр. печатного текста. Защита выполненных практических заданий.
Всего часов  

6.4. Задания для написания контрольных работ(для заочного факультета).

  1. Механизм и критерии творческой деятельности журналиста.
  2. Основные формы организации творческой деятельности.
  3. Основные стадии творческого процесса в журналистике.
  4. Информационная журналистика: аспекты творчества.
  5. Редакторская работа журналиста как творческий процесс.
  6. Способы журналистского творчества: структура творческого процесса.
  7. Методы познания и методы творчества в журналистике.
  8. Жанровые особенности журналистского произведения.
  9. Документальная журналистика: творчество и аналитика.
  10. Журналистское произведение в ряду других произведений духовного творчества.
  11. Текст журналистского произведения как система выразительных средств.
  12. Этапы подготовки журналистского произведения.
  13. Эмоции и факт в журналистском произведении.
  14. Средства художественной типизации в газетных и журнальных жанрах.
  15. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
  16. Понятие идеи в литературе и журналистике.
  17. Создание телевизионной хроникальной передачи.
  18. Творческая индивидуальность автора в журналистском произведении.
  19. Особенности проведения телеинтервью.
  20. Журналистское произведение в структуре массовых информационных потоков.
  21. Особенности создания журналистского произведения.
  22. Факт в структуре журналистского произведения.
  23. Выразительные средства журналистского произведения.
  24. Журналистский образ как средство организации текста.
  25. Искусство полемики в журналистском творчестве.
  26. Профессиональный анализ журналистского произведения.
  27. Проблемы формирования внутреннего мира героя журналистского произведения.
  28. Ментальное пространство журналистики.
  29. Понятие ситуации в журналистском произведении.
  30. Идеальный герой в журналистском произведении.
  31. Творческий портрет главного героя в журналистском произведении.
  32. Журналистское произведение — итог и процесс нравственного выбора.
  33. Методы познавательной деятельности журналиста.
  34. Использование журналистом техники на стадии создания произведения.
  35. Метод наблюдения в журналистике.
  36. Структура журналистского произведения.

Вопросы для подготовки к итоговому контролю по дисциплине

  1. Особенности журналистского творчества.
  2. Три ступени развития профессионала: обученность, умелость, мастерство.
  3. Научный тип творчества, используемый в журналистике.
  4. Художественный тип творчества, используемый в журналистике.
  5. Публицистический тип творчества, используемый в журналистике.
  6. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста.
  7. Репродуктивное и продуктивное начала в журналистском творчестве.
  8. Индивидуально-коллективный характер журналистского творчества.
  9. Интересы и потребности аудитории в структуре журналистского творчества.
  10. Документ, как источник журналистской информации.
  11. Правила проверки достоверности документов.
  12. Предметно-вещевая среда как источник информации.
  13. Библиотеки и архивы как источники журналистской информации.
  14. Ознакомление, исследование и расследование как основные виды познавательной деятельности в журналистике.
  15. Наблюдение как метод сбора информации.
  16. Эксперимент как метод сбора информации.
  17. Интервью как метод сбора информации: виды, психологические особенности ведения.
  18. «Квадрат успеха» интервью.
  19. Искусство задавать вопросы.
  20. Методы КСИ (конкретных социологических исследований) сбора информации: анкетный и телефонный опрос, фокусированное интервью.
  21. Сбор информации методом публицистического прогнозирования.
  22. Биографический метод сбора информации.
  23. Взаимоотношение СМИ и PR в процессе журналистского творчества.
  24. Факт в журналистском произведении.
  25. Методика проверки фактов.
  26. Методы воплощения фактологического ряда ЭВС (элементарных выразительных средств): констатация, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.
  27. Методы воплощения образного и нормативного рядов ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.
  28. Информационные жанры материалов СМИ.
  29. Сравнительная характеристика отчета и репортажа.
  30. Аналитические жанры материалов СМИ.
  31. Сравнительная характеристика корреспонденции и статьи.
  32. Художественно-публицистические жанры СМИ.
  33. Сравнительная характеристика очерка и зарисовки.
  34. Журналистское расследование как жанр и метод.
  35. Тенденции развития современных жанров СМИ.
  36. Критерии выбора журналистом жанра СМИ.
  37. Система жанров печати.
  38. Жанры радио и телевидения.
  39. Специфика языка радио и телевидения.
  40. Этапы подготовки журналистского материала.
  41. Характер журналистских материалов.
  42. Направленность журналистских материалов.
  43. Соотношение понятийного и образного в журналистском произведении.
  44. Специфика работы репортера в газете, журнале, информационном агентстве.
  45. Основные принципы работы в кадре, у микрофона.
  46. Журналист в информационных программах радио и телевидения (репортер, ведущий, интервьюер).
  47. Журналист в публицистических программах радио и телевидения (комментатор, ведущий).
  48. Сравнительная характеристика творческой деятельности журналиста в рекреативных и массовых СМИ.
  49. Ток-шоу как жанр современного телевидения.
  50. Журналист в ток-шоу.
  51. Общая характеристика сетевой журналистики.
  52. Основные жанры сетевой журналистики.
  53. Интерактивность как свойство и метод творчества в электронных СМИ.
  54. Формы интерактивного вещания.
  55. Критерии оценки журналистского произведения.
  56. Новость в журналистском произведении.
  57. Категории журналистских новостей.
  58. Критерии ценности журналистской новости.
  59. Технические средства в журналистском творчестве.
  60. Сочетание традиционных и новых технических средств в процессе переработки и объективизации журналистской информации.
  61. Использование компьютера и компьютерной сети в журналистском творчестве.
  62. Понятия темы и проблемы журналистского произведения.
  63. Общее и особенное в проблемно-тематическом решении материалов для периодической печати, радио, телевидения.
  64. Понятие идеи журналистского произведения.
  65. «Опорная» и «рабочая» идеи в журналистском произведении.
  66. Понятие о средствах организации журналистского произведения: композиция, монтаж, журналистский образ.
  67. Законы и нормы права, регламентирующие творческий процесс.
  68. Закон РФ «О средствах массовой информации» как базовая основа журналистской деятельности.
  69. Профессионально-этические основы журналистской деятельности.
  70. Декларации и Кодексы принципов поведения журналиста как базовая основа профессионально-этических норм журналистской деятельности.
  71. Планирование журналистом массовых информационных потоков как творческий процесс.
  72. Принципы планирования творческого процесса.
  73. Организаторская работа журналиста.
  74. «Обратная связь» в журналистском творчестве.
  75. Понятие эффективности журналистского творчества.
  76. Показатели эффективности журналистского творчества.
  77. Слагаемые эффективности журналистского творчества.
  78. Сущность и назначение редакторской работы журналиста.
  79. Виды редакторской деятельности.
  80. Участие журналиста в конструировании и выпуске массовых информационных потоков в свет и в эфир.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Запесоцкий А. С.,д-р культуролог, проф., Засл. деятель науки РФ, чл.-корр. РАО Позиция: избранная публицистика. 1985-2008/ А. С. Запесоцкий; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. -СПб.: СПбГУП, 2008.-241 с..
  2. Коновалова О. В. Основы журналистики : учебное пособие по практической журналистике/ О. В. Коновалова. -М.;Ростов н/Д: МарТ, 2005.-269 с
  3. Корконосенко С. Г.,канд ист. наук, д-р полит. наук, проф. Основы журналистики : учебник для вузов/ С. Г. Корконосенко. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Аспект Пресс, 2007.-318 с..
  4. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студ. вузов/ Г. В. Лазутина. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Аспект Пресс, 2006.-240 с..
  5. Мельник Г. С. Методы журналистики : учебное пособие для студ. факультетов журналистики/ Г. С. Мельник, М. Н. Ким. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008.-272 с..
  6. Основы творческой деятельности журналиста : Учебник/ Общ-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., СПб ин-т внешнеэк. связей, эк-ки и права; Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. -СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000.-272 с.

б) дополнительная литература:

  1. Брайанг Д. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
  2. Васильева Л.А. Делаем новости. М., 2002.
  3. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.
  4. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М.,
  5. Игнатенко В.Н. Нам нужны молодые профессионалы. СПб., 2008.
  6. Из опыта современной российской журналистики: мастер-класс. СПб., 2008.
  7. Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.
  8. Калмыков А.А. Интернет-журналистика. М., 2005.
  9. Ким.М.Н. Журналистика: методология журналистского творчества. СПб., 2004.
  10. Ким М.Н. Жанры современной журналистики СПб., 2004.
  11. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. Ростов на Дону, 2004.
  12. Кравцов В.В. Журналист в избирательном процессе. М., 2005.
  13. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. М., 2003.
  14. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
  15. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006.
  16. Лукина М.Н. Технология интервью. М., 2005.
  17. Лошак В.Г. Свобода слова и ответственность слова. СПб., 2008.
  18. Мамонтов В.К. Как сделать газету такой, чтобы ее читали. СПб., 2008.
  19. Медиа. Введение М., 2005.
  20. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
  21. Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2004.
  22. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002.
  23. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М., 2007.
  24. Солнцева Т.В. Вторая древнейшая, или Как стать акулой пера. Ростов на Дону, 2006.
  25. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2006.
  26. В.А. Словарь телевидения, или Что бы это значило?
  27. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. М., 2007.
  28. Чернова Е.В. Литературная работа журналиста. М., 2007.
  29. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.
  30. Шеремет П.Г. Журналистика: введение в профессию. СПб., 2004.
  31. Шум Ю.А. Журналистское расследование. СПб., 2008.
  32. Яковенко И.А. Наш неправильный союз. СПб., 2006.

в) программное обеспечение и интернет ресурсы:

  1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Оглавление
  2. Учебник для вузов. М.: «Аспект Пресс», 2001. В учебнике содержится материал по всем основным разделам курса, предусмотренным программой. http://evartist.narod.ru/text6/39.htm
  3. ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Ред.-сост. С.Г. Корконосенко http://evartist.narod.ru/text5/58.htm
  4. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rid=60987&p_rubr=2.2.73

Наши рекомендации