Основы безопасной работы на нем
1. Цель работы
1.1.____
_______
1.2. ____
________
2. Проверка подготовки курсанта к выполнению работы (тесты 2-го уровня)
2.1.Укажите назначение технологического оборудования судна (в целом)
________
________
2.2. Дайте определение судовой механической мастерской (СММ). Какие работы выполняются в СММ?
________
________
________
________
2.3. Приведите принцип маркировки металлорежущих станков. Какие станки устанавливаются обычно в помещении СММ?
________
________
________
________
________
________
2.4. Назовите основные узлы токарного станка, укажите их назначение
а)________
__________
б)________
__________
в)________
__________
г)________
__________
д)________
__________
е)________
__________
ж)________
__________
2.5. Перечислите основные технические характеристики станка:
· токарно-винторезного
_____
_____
_____
_____
· сверлильного
_____
_____
_____
_____
· фрезерного
_____
_____
_____
_____
· заточного
_____
_____
_____
_____
2.6. Перечислите режущий инструмент, применяемый для обработки на станках:
токарно-винторезном
_____
_____
сверлильном
_____
_____
фрезерном
_____
_____
заточном
_____
_____
2.7. Перечислите слесарное оборудование и инструмент, используемый на судах:
ручное
_____
_____
_____
_____
механизированное
_____
_____
_____
_____
2.8. Перечислите основные поражающие факторы при работе на оборудовании судовой механической мастерской и укажите негативные последствия, к которым они могут привести при несоблюдении правил техники безопасности:
а)_____
_____
_____
_____
б)_____
_____
_____
_____
в)_____
_____
_____
_____
д)_____
_____
_____
_____
3. Определите основные технические характеристики оборудования, указанного
преподавателем: _____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
Исполнитель: курсант 1____ группы _____________________________________________
Работа принята:___________ 200__ г., оценка____________________________________
Преподаватель:______________________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
СВАРОЧНЫХ ПОСТОВ СУДНА И ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА НЕМ
1. Цель работы
1.1._____
_____
1.2._____
_____
2. Проверка подготовки курсанта к выполнению работы (тесты 2-го уровня)
2.1. Приведите определение сварочного поста на судне, укажите основные виды работ
_____
_____
_____
_____
2.2. Как маркируется сварочное оборудование?
_____
_____
_____
_____
2.3. Что Вы понимаете под определениями «номинальный сварочный ток» и «максимальный сварочный ток»?
_____
_____
_____
_____
2.4. Какие сварочные материалы применяются при выполнении сварочных работ?
_____
_____
_____
_____
2.5. Перечислите основные поражающие факторы при работе на оборудовании судовой
сварочных постов и укажите негативные последствия, к которым они могут привести при
несоблюдении правил техники безопасности:
а)_____
_____
_____
_____
б)_____
_____
_____
_____
в)_____
_____
_____
_____
г) _____
_____
_____
_____
д) _____
_____
_____
_____
е)_____
_____
_____
_____
2.6. Каков порядок проведения сварочных работ на борту судна?
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
3. Выполните задание по определению технических характеристик сварочного оборудования, указанного преподавателем:
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
Исполнитель: курсант 1____ группы ____________________________________________
Работа принята:_____________ 200__ г., оценка__________________________________________
Преподаватель:_______
Вопросы
модульного контроля и зачета по дисциплине "Технология материалов"
(Общие тесты 2-го уровня по направлению подготовки
«Судовождение и энергетика судов)
1. Перечислить:
- основные эксплуатационные факторы, действующие на материалы СТС;
- основные механические, физико-химические и технологические свойства материалов;
- типы кристаллических решеток, дефекты кристаллического строения;
- концентраторы механических напряжений;
- используемые в условиях эксплуатации судна методы идентификации материалов;
- компоненты сталей и чугунов, наиболее распространенные легирующие элементы в сталях;
- чугуны со структурно свободным углеродом (графитом), преимущества и недостатки чугунов в сравнении со сталью;
- основные элементы цикла термообработки, используемые при термообработке на судах средства нагрева и контроля температуры;
- основные сплавы меди и алюминия, основные антифрикционные материалы, компоненты пластмасс;
- основные лакокрасочные материалы, используемые при покраске корпуса судна и СТС;
- материалы, используемые для изготовления спасательных средств;
- технологические операции сборки и обработки;
- используемые на судах способы сварки плавлением, зоны сварного соединения при сварке плавлением;
- сварочные материалы для ручной дуговой и газовой сварки, компоненты электродных покрытий;
- основные типы сварных и паяных соединений, их наружные и внутренние дефекты, методы неразрушающего контроля качества сварных и паяных соединений;
- основные поражающие факторы при электродуговой и газовой сварке;
- основные операции обработке резанием и металлорежущие станки, устанавливаемые на судах;
- поверхности детали и режущей части инструмента, элементы режима резания,
- основные части токарных, сверлильных и фрезерных станков, основной режущий инструмент и приспособления, способы крепления деталей на станках;
- основные поражающие факторы при работе на станках в судовой механической мастерской;
- основные поражающие факторы при проведении слесарных работ.
2. Дать определение:
- пределов прочности и пропорциональности, относительного удлинения и сужения, ударной вязкости и твердости;
- кристаллической решетки; анизотропии, квазиизотропии и аллотропии (полиморфизма); твердых растворов замещения и внедрения, химического соединения;
- концентратора механических напряжений;
- макро- и микроанализа, идентификации материалов;
- сплава, фазы, компонента и примеси; стали, чугуна, легированной и углеродистой стали, конструкционной стали;
- латуни, бронзы, силумина, дюралюмина, баббита;
- термообработки и ее термического цикла; закалки, отпуска и отжига;
- температуры рекристаллизации;
- термореактивной и термопластичной пластмассы;
- клея, лака, краски, грунтовки, шпатлевки;
- технологической операции; сварки, сварного (паяного) соединения; зоны термического влияния при сварке, дефекта сварки (пайки);
- пайки, припоя, флюса, низкотемпературной и высокотемпературной пайки;
- заготовки и припуска, процесса и режимов резания, передней и задней поверхности резца, подачи, глубины и скорости резания, основных элементов сверла.
3. Изобразить схематически:
- ОЦК- и ГЦК-решетки, вакансию, внедренный атом, двухмерный дефект решетки;
- схемы определения твердости по Бринеллю, Роквеллу и Польди;
- строение полимеров с линейной, разветвленной и сетчатой структурой;
- схему строения окрашенного корпуса судна (детали);
- ручную дуговую сварку, строение газового пламени, сварного и паяного соединения;
- конструкцию сварных и равнопрочных с ними паяных соединений (стыковых, угловых, тавровых, нахлесточных и телескопических);
- дефекты сварных соединений (непровар, прожог, трещину);
- поверхности детали (обработанную, обрабатываемую и резания);
- углы резца (передний, задний, главный и вспомогательный в плане), удвоенный угол в плане для сверла.
4. Привести классификацию:
- сталей по качеству, назначению и степени легирования, алюминиевых и медных сплавов;
- используемых на судах операций термообработки;
- способов сварки плавлением, конструкций сварных соединений корпуса судна и деталей СТС, методов их неразрушающего контроля;
- способов пайки и паяных соединений, используемых для нее материалов;
- способов формирования клеевых соединений;
- режущего инструмента для токарных, сверлильных и фрезерных станков.
5. Привести график зависимости:
- прочности и других свойств от плотности дефектов в материале;
- абсолютного удлинения от приложенной силы (кривую растяжения);
- механических свойств материала от степени пластической деформации и температуры нагрева;
- механических свойств стали от содержания в ней углерода;
- температуры газового пламени от расстояния до среза горелки, прочности паяного соединения от величины зазора.
6. Привести расчетную формулу для определения:
- предела прочности, пропорциональности и текучести, относительного удлинения и сужения, ударной вязкости, твердости по методу Польди;
- механических напряжений в месте расположения концентратора напряжений;
- температуры рекристаллизации;
- силы сварочного тока при ручной дуговой сварке;
- подачи, глубины и скорости резания при токарной обработке, сверлении и фрезеровании.
7. Расшифровать марку:
- углеродистой и легированной стали;
- чугуна (серого, ковкого, высокопрочного);
- латуни, бронзы, меди, алюминия, деформируемого и литейного алюминиевого сплава, баббита;
- электрода для ручной дуговой сварки, припоя и флюса;
- металлорежущего станка.
МАКЕТ БИЛЕТА ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. | Дайте определение | 6. | Приведите график зависимости |
2. | Дайте определение (перечислите) | 7. | Приведите расчетную формулу для определения |
3. | Перечислите | 8. | Расшифруйте марку (стали или чугуна) |
4. | Перечислите (приведите классификацию) | 9. | Расшифруйте марку (любого материала, кроме стали и чугуна) |
5. | Изобразите схематически | 10. | Расшифруйте марку (станка, электрода, алмазной пасты) |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА
По результатам ответов на вопросы билета (в письменном виде) курсанты получают положительную оценку и зачет при правильном и полном ответе на 7 и более вопросов.
См. также Методические материалы по технологии и критериям оценки результатов модульного и окончательного контроля изучения дисциплины «Технология материалов», подготовленные Кривощековым В.Е.- Файлы «Документ 2», «Документ 3»
В.В. Тарапата
Б.В. Лебедев
В.Е. Кривощеков