Сущность и особенности стратегического менеджмента
Понятие «стратегия» (от греческого strategos -- «вести войска») имеет древнее происхождение, и первоначально использовалось исключительно в военной сфере. Сегодня стратегия - это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.
Стратегический менеджмент есть процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе. Его возникновение как самостоятельной научной дисциплины было связано с новыми условиями деятельности корпораций, когда они уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. /10/,
Эти условия определялись,
во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем,
во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции,
в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса.
Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.
Особенности стратегического менеджмента
Стратегическое управление – это процесс поэтапной постановки стратегических целей, выработки стратегии, организации ее реализации и коррекции. Составляющими стратегического управления являются — стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегический контроллинг. Цикл стратегического менеджмента состоит из этапов (пример, на рис.2):
определение бизнеса и миссии предприятия;
представление о роли предприятия;
разработка его долгосрочных и краткосрочных целей;
разработка стратегии предприятия;
реализация стратегии.
Видение — концепция развития организации, разрабатываемая ее собственниками (акционерами) на максимальный стратегический горизонт (10-15 лет). Формируя Видение, собственники отвечают на важнейшие, для выработки стратегии, вопросы:
— каковы важнейшие ценности и деловые принципы компании?
— кто клиент компании, и какие ценности мы ему предлагаем?
— каков желаемый масштаб бизнеса, его структура и территориальная локализация?
— какова модель создания добавленной стоимости в компании?
— каковы факторы стратегического контроля?
Главной из основных функций менеджмента является функция прогнозирования и планирования. Рассмотрим следующие составляющие этой функции на конкретных примерах. Процесс начинается с определения миссии и роли предприятия.
Миссия - это основное предназначение предприятия, четко выраженная причина его существования, на основе которой разрабатывается дерево целей предприятия. Концепция организации миссии отражает существующие на рынке возможности удовлетворения конкретных потребностей, поставляя данный вид продукции для данной категории потребителей в условиях конкурентной борьбы.
При планировании, очевидно, надо исходить из того, для чего предназначена фирма, в чем состоит ее «миссия» в мире бизнеса. Например, миссия фирмы «Московский государственный институт электроники и математики» - готовить студентов и аспирантов в традициях русской системы образования (по соответствующим специальностям).
В наиболее общих терминах стратегический менеджмент - средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии. Целеполагание - самый трудный и ответственный этап планирования. Сформулировать миссию фирмы - наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. Миссия - стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма.
Стратегические цели - это система взаимосвязанных долгосрочных задач и соответствующих показателей по их достижению.