Состояние и тенденции развития ПКТ
Парфюмерно-косметическая продукция – средства, предназначенные для наружного нанесения на кожу, волосы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы человека исключительно в следующих целях (по любой комбинации): а) очищения и (или) изменения их внешнего вида без нарушения их целостности; б) придания им приятного запаха и (или) коррекции запаха; в) поддержания их в нормальном функциональном состоянии.
Парфюмерно-косметические товары – это класс товаров с разнообразным ассортиментом, сложным химическим составом и особыми условиями обращения (спиртосодержащие жидкости, аэрозольные взрывоопасные баллоны).
Мировой объем продаж этих товаров неизменно растет, несмотря на временные колебания в объемах производства, цен и потребительского спроса и составил в 2007 году 290 млрд. долларов. Прогноз на 2012 год составляет 338 млрд.долларов.
Основным фактором, влияющим на формирование структуры современного мирового рынка ПКТ, является демографический. Во всем мире наблюдается снижение уровня рождаемости и рост процесса старения населения земного шара. Поэтому сегодня одним из самых развивающихся в структуре рынка ПКТ является сектор средств ухода за кожей (составляет около 60 % рынка ПКТ). Лидеры продаж в этом секторе – средства по борьбе со старением, средства против морщин, лифтинг-средства, средства anti-age (антивозрастные). Еще одна тенденция развития современного рынка ПКТ связана с совершенствованием парфюмерно-косметической продукции категории масс-маркет и постепенным стиранием границ между различными ценовыми категориями продукции. В последнее время наблюдается увеличение спроса на косметику с натуральными компонентами (растительными экстрактами, настоями, эфирными маслами, растительными маслами), способствующую улучшению самочувствия и настроения, расслаблению и успокоению человека. Возрос спрос на средства ароматизации, фито-ароматы, на косметические средства с ароматерапевтическими свойствами (средства ухода за кожей, волосами), на специальные средства для бани. Вырос спрос на косметические средства для потребителей с разным цветом кожи – на этническую косметику. Но эта ниша мирового рынка остается пока только развивающейся.
Большое значение в структуре современного рынка ПКТ имеет сектор средств ухода за волосами. За последние годы в этом секторе наряду с гигиеническими и лечебно-профилактическими увеличилась доля средств декоративной косметики для волос: для укладки и моделирования причесок; расширился цветовой ассортимент окрашивающих средств; средств, дополнительно придающих блеск, запах, объем и др. Появились серии декоративных средств, специально предназначенных для мужчин, и молодежные серии.
На рынке ПКТ увеличилась доля парфюмерии. Сегодня основными производителями парфюмерии являются США и Франция (примерно по 40 % объема производства).
В структуре этого сегмента за последние несколько лет также произошли существенные изменения. Сегодня самыми популярными являются туалетные воды. Многие производители парфюмерии отказались от производства концентрированных жидкостей – духов и парфюмерных вод. Однако бесконтрольное увеличение количества выпускаемых новинок является одной из причин отсутствия оригинальных ароматов. Сегодня многие производители парфюмерии обновляют свой ассортимент за счет использования новых упаковок или нового цветового оформления для уже популярных ароматов. В ассортименте парфюмерных товаров появились новые виды продукции – дымка/вуаль (легкие парфюмерные средства на масляной или эмульсионной основе) и бесспиртовые летние духи; возобновилось производство твердых духов. Созданы так называемые аромакологические ароматы, которые соединяют свойства парфюмерии и ароматерапии и приводят в состояние гармонии тело и дух.
Как и в косметике, прослеживается тенденция к повышению цен на парфюмерную продукцию, и в первую очередь на продукцию класса люкс (селективную продукцию). Это связано с увеличением расходов на проведение рекламных кампаний парфюмерной продукции не только класса люкс, но и в ценовой категории масс-маркет. Возрос спрос на декоративную косметику.
По объему продаж ПКТ за последние годы нового столетия в европейских странах большой пятерки выявлены основные 10 групп товаров, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей и занимающие определенную долю рынка (процент от общего объема отраслевого рынка): 1) средства по уходу за волосами (14 %); 2) декоративная косметика (14 %); 3) средства ухода за кожей (13 %); 4) женская парфюмерия (11 %);
Специалисты прогнозируют особенно бурный рост так называемой локальной продукции, выпущенной под конкретный регион. Например, в Азии особенно популярны будут отбеливающие средства. Экспертами замечен тот факт, что западноевропейские тенденции обычно через год после возникновения приходят на российский рынок.
Сегодня российский рынок – один из самых динамично развивающихся. Он стабильно занимает шестое место в Европе. В целом на долю России приходится приблизительно 2,4 % общемирового рынка парфюмерии и косметики. По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, потенциальная емкость российского рынка составляет 15-18 млрд долл., но этот уровень будет достигнут лишь к 2016-2017 гг. В настоящее время объем продаж ПКТ в России составляет около 10 млрд.руб.
Основными факторами развития отечественного ПК рынка являются следующие:
– ужесточение конкуренции;
– увеличение количества игроков на региональных рынках;
– более четкое позиционирование ПК ритейлеров (розничных продавцов);
– развитие новых форматов торговли, таких как дрогери и концепт-сторы.
– выход на рынок иностранных игроков либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с российскими операторами;
– изменение законодательства, что проявляется в следующих направлениях: лицензирование спиртосодержащей продукции; борьба с «серым» импортом и контрафактом. (Серый импорт – это продукция, поставляемая в обход официальных дистрибьюторов, а иногда и таможни (примерно 15 %). Контрафакт – это подделка; наибольшую часть контрафакта составляет парфюмерия объемом 8-20 мл; например, parfum pen – это 100 % контрафакт); подготовка технического регламента на ПК продукцию; отмена обязательной сертификации ПК продукции.
Совокупно международные компании контролируют до трети российского парфюмерно-косметического рынка. Производство отечественной продукции в весьма значительной степени (до 85-90 %) зависит от импортируемого сырья. Большая часть брендов российских компаний относится к средней и низшей ценовым категориям.
Российские производители. Их условно можно поделить на группы по следующим признакам:
– по степени завершенности производственного цикла: предприятия с полным циклом производства; – предприятия с неполным циклом производства.
– времени возникновения предприятия и сроку его работы на рынке (крупные предприятия, известные со времен СССР; предприятия, сформировавшиеся в 90-е прошлого столетия; молодые предприятия со стажем работы на рынке 5 и более лет; предприятия–новички).
Крупнейшие отечественные производители ПК продукции: екатеринбургский концерн «Калина» (торговые марки «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Mia», «Маленькая фея» и др.); «Невская косметика», г. Санкт-Петербург (торговые марки «Новый жемчуг», «Кладовая природы», «Ворожея» и др.), «Новая заря», «Свобода», «Faberlic» и др.
13. Характеристика ассортимента парфюмерных товаров
Парфюмерно-косметические товары в ТН ВЭД включены в раздел VI
«Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности»
группу 33 «Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или
туалетные средства».
В соответствии с Общероссийским классификатором
продукции эти товары относятся к классу 910000 «Продукция пищевой
промышленности» подклассу 915000 «Продукция парфюмерно-
косметической и эфирномасличной промышленности».
Парфюмерия (от французского «parfum» − аромат, духи, благоухание)
– изделия, применяемые для ароматизации.
Видовой ассортимент парфюмерных изделий определяется
совокупностью таких признаков как концентрация душистых веществ,
стойкость запаха, объемная доля этилового спирта и различается для
отечественной и иностранной продукции (таблицы 15,16). Кроме
перечисленных видов отечественная парфюмерия включает средства для
ароматизации воздуха, ароматизаторы для ванн, духи «саше».
Классификационные признаки:
вид, консистенция,вид купорки,
направление основного аромата, характер запаха,
половозрастное назначение,
сила запаха, тип запаха.
По консистенции парфюмерная продукция подразделяется на жидкие, твердые, порошкообразные изделия.
По направлению основного аромата в соответствии с одной из версий,
принятой в международной практике, запахи подразделяются на следующие
группы:
− цитрусовая (гисперидная) – запахи прохладные, звучные, светлые
(«Этернити» для мужчин);
− папоротниковая (фужер) – запахи тонизирующие, спортивные,
бодрые, динамичные, привлекательные, стимулирующие – это
чаще мужская парфюмерия («Дракар Нуар», «Джаз», «Босс»);
− цветочная – свежие, скромные, искрящиеся, уравновешенные
запахи («Диориссимо», «Фиджи», «Лулу», «Пуазон», «Се ля ви»,
«Хлоя»);
− шипровая – запах дубового мха, суховатые, приглушенные,
сильные, свежие («Палома Пикассо», «Частная коллекция»,
«Живанши», «Мажи Нуар», «Арамис», «Давидофф», «Дерби»,
«Поло»);
− амбровая – запахи экзотические, объемные, пылкие, стойкие,
глубокие («Диоресанс», «Шалимар», «Коко», «Опиум»,
«Синнабар», «Эгоист», «Опен»);
− кожная – запахи пряные, сухие, теплые, интенсивные, стойкие
(«Энигма», «Блей Марин»);
− альдегидные – запахи цветочно-фруктовые, нежные, чувственные
(«Шанель №5»);
− кипарисовые – классические, таинственные, уравновешенные,
просторные, стойкие, шикарные («Ла Нюи»);
− и др.
По типу запахи подразделяются на теплые, свежие, сладкие, пряные,
восточные и другие.
По силе запахи делятся на:
− с короткой волной,
− с длинной волной.
В отечественной практике принято подразделять ароматы по характеру
запаха на цветочные, фантазийные, цветочно-фантазийные.
В последние годы принято делить парфюмерные товары по
половозрастному признаку: женские, мужские, молодежные, детские,
«унисекс», парные (мужской и женский вариант одного запаха).
Парфюмерные товары выпускаются в фасованном виде и таре, которая
должна быть герметичной, прочной и одновременно обеспечивать
привлекательный внешний вид изделию.
В основном для фасовки парфюмерных жидкостей используются
флаконы стеклянные, в т. ч. хрустальные, реже – керамические, которые
подразделяются на флаконы с горлышком под винтовой колпачок, под
притертую пробку, под укупорку аэрозольным клапаном,
пульверизационным клапаном.
В последние годы для обеспечения сохранности свойств парфюмерной
жидкости и выполнения контрольных функций применяются защитные
колпачки. Они предотвращают незаметное открывание флакона и,
следовательно, фальсификацию продукта. Кроме того эффективную защиту
обеспечивает мембранная укупорка флаконов: после налива жидкости
флакон запечатывается мембраной, затем навинчивается и напрессовывается
колпачок.
Наиболее экономичная и удобная является аэрозольная (Spray) и
пульверизационная укупорка (Natural Spray). В первом случае флакон
заполняется под давлением и при помощи газа. Флаконы с пульверизаторами
не содержат газа, распыление происходит за счет головки, действующей как
помпа. Флаконы укладываются в футляры и коробки, прикрепляются к
открыткам или книжечкам.