Факторы определяющие эффективность мультимодальных перевозок и пути их достижения
Определение мультимодальных перевозок
1) Мультимодальные или смешанные перевозки – перевозки, отличительной особенностью которых является необходимость оформления перевозочного документа для каждого вида транспорта отдельно и присутствия грузовладельца или его представителя в пунктах перевалки для организационной работы по причине отсутствия единого координатора перевозки на всем маршруте следования.
2) мультимодальность вообще рассматривается как шестой (после морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и воздушного) вид транспорта, который является современным проявлением правого единства транспортных систем и существует только в юридическом смысле. При этом юридическим лицом, который рассматривается не как экспедитор, а как договорной перевозчик, принявшим на себя обязательства и ответственность по доставке груза от отправителя к получателю при участии двух и более видов транспорта, может стать любой вид транспорта. Так, во всем мире мультимодальными перевозчиками стали крупнейшие океанские контейнерные линии, к которым потом присоединились экспедиторы – как операторы, не владеющие подвижным составом. В России мультимодальным перевозчиком стало ОАО «РЖД».
3) Интермодальная перевозка - перевозка, организующаяся одним лицом, которое несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа. Предполагает использование укрупненной грузовой единицы, позволяющей сократить продолжительность грузовых операций и их трудоемкость.
Причины возникновения и развития мультимодальных перевозок
Объективной необходимостью возникновения смешанных перевозок послужил рост производственных связей в экономике, что повлекло увеличение объемов перевозок в целом, а также расширение географии грузопотоков. В результате на тех направлениях, где отсутствовало прямое сообщение одним видом транспорта, грузы стали перевозиться с перевалкой с одного вида транспорта на другой. Кроме того, на некоторых полигонах транспортной сети, где функционируют несколько видов транспорта на параллельных направлениях, выявлена экономическая целесообразность переключать существующие или проектируемые перевозки, выполняемые одним видом транспорта, на смешанное сообщение. Это практикуется, в частности, на железнодорожно-речных перевозках.
Факторы определяющие эффективность мультимодальных перевозок и пути их достижения
Когда речь идет об эффективности смешанных перевозок, имеется в виду, что существует альтернативный вариант перевозки. Например, альтернативой железнодорожно-речным перевозкам могут быть прямые железнодорожные или прямые речные перевозки (естественно, при наличии соответствующих путей сообщения). Аналогичная ситуация и на других видах смешанных перевозок. Эффективность того или иного варианта перевозок определяется расчетным путем. Наиболее распространены методы расчета, при которых используются критерии "приведенные расходы" или "затраты грузовладельца". Для выполнения этих расчетов применяются укрупненные расходные или доходные ставки, определяемые заранее на базе действующих или расчетных цен и нормативов.
Основными группами расходных и доходных ставок при этом являются: а) движенческие; б) начально-конечные; в) грузовые операции в пункте перевалки. Кроме того, учитываются прочие расходы перевозчика и грузовладельца. Эффективность смешанных перевозок обуславливается двумя главными факторами:
во-первых, минимизацией расходов на перевалку грузов; большую роль здесь играет разумная концентрация грузопотоков;
во-вторых, участием в смешанных перевозках экономически высокоэффективного вида транспорта, который на своем участке пути обеспечивает экономию затрат, значительно превышающую дополнительные расходы, вызванные необходимостью перевалки груза.
Выполнение первого фактора достигается путем эффективного планирования перевозок, предполагающего выбор маршрута следования с минимальными транспортными расходами, и обеспечение продвижение груза по выбранному маршруту с у четом пропускных способностей всех элементов маршрута и недопущения их простоев в ожидании перевалки с одного вида транспорта на другой за счет предварительного месячного планирования и оперативного суточного планирования.
Выполнение второго фактора эффективности смешанных перевозок достигается за счет развитие интермодальных перевозок.