Задачи, особенности организации и структура вспомогательных и обслуживающих производств
Выделение в структуре современного предприятия основных, вспомо-гательных и обслуживающих производств есть следствие единичного раз-деления труда. Именно оно определяет задачи каждого из этих производств, указанные в разделе 1.1.
Особенностями организации вспомогательных и обслуживающих производств, отличными от организации основного производства, можно назвать следующие:
· продукция этих производств (энергия, инструмент, ремонтные и тра-нспортные услуги и др.) является в настоящее время такой же товарной продукцией предприятия, как и продукция основного производства. В целях повышения доходности своей деятельности предприятия продают на сторону товары и услуги любых производств, если на эти товары и услуги есть внешний спрос;
· следствием выше сказанного является преобразование подразделений вспомогательных и обслуживающих производств предприятий в самос-тоятельные специализированные хозяйствующие субъекты или в доче-рние акционерные общества, которые строят свои отношения с подраз-делениями основного производства на договорной основе. Понятно, что подобная реструктуризация, а, точнее, разукрупнение существующих предприятий экономически целесообразно только при условии достаточно большого объёма заказов на продукцию таких вновь создаваемых эконо-мических субъектов;
· существенное отставание по уровню организации производства от основных подразделений предприятия. Имевшая место на протяжении многих лет недооценка роли вспомогательных и обслуживающих произ-водств в решении задачи повышения эффективности деятельности предп-риятия в целом привела к тому, что в настоящее время на них не внед-рены передовые методы организации производства (см. тему 3), не анали-зируется уровень этой организации на предмет поиска резервов её улуч-шения (см. тему 4 и раздел 5.1) и т.д.
Последняя особенность является проблемой, настоятельно требующей скорейшего решения, так как вспомогательные и обслуживающие произ-водства сейчас представляют собой весомый элемент инфраструктуры предприятия, без удовлетворительной работы которого вообще невоз-можен нормальный ход производственного процесса. Так, в машиностроении численность рабочих вспомогательных и обслуживающих производств сос-тавляет 54 % всех рабочих, но в зависимости от размера предприятия структуры этих производств могут быть разными. На крупных заводах, например, все вспомогательные и обслуживающие производства представ-лены отдельными функциональными службами (главного механика, главного энергетика, главного метролога и т.д.) или, как уже указывалось, соответ-ствующими дочерними предприятиями. Наиболее распространенными (их имеют 97 % машиностроительных заводов) и крупными (численность работа-ющих в одном цехе достигает 600–700 человек) являются инструментальные и транспортные цеха. Более того, на очень крупных предприятиях с годовым грузооборотом более 1,5 млн. тонн только транспортных цехов необходимо иметь три – железнодорожный, автотранспортный и внутризаводского без-рельсового транспорта. Аналогично, служба главного механика крупного предприятия имеет в своём составе отдельные цеха по ремонту механи-ческой, электрической и электронной частей оборудования. С уменьшением объёма производства наблюдается объединение различных видов вспомо-гательных и обслуживающих производственных процессов в одном произ-водственном подразделении. Так, на средних и мелких машиностроительных заводах наиболее часто в одном цехе выполняются работы по ремонту оборудования и по обеспечению энергоснабжения предприятия. Но в любом случае структура и размер вспомогательного или обслуживающего произ-водства определяются экономической целесообразностью.